ОБУЧЕНИЕ ПО СИСТЕМЕ "ОДИН УЧЕНИК-ОДИН КОМПЬЮТЕР" Прежде всего, следует определиться, что такое система «1 ученик : 1 компьютер». Это образовательная среда, позволяющая каждому ученику с первого года его обучения в школе получать информацию именно в том виде и том темпе, в котором он способен наиболее эффективно усваивать знания. В режиме тет-а-тет с компьютером. С чем связан такой индивидуализированный подход к обучению?
Связан он прежде всего с тем, что у каждого человека есть собственные индивидуальные особенности, которые часто при прежнем подходе к образованию не учитывались. К примеру, один школьник прекрасно воспринимает учителя на слух, и лучше всего запоминает информацию именно в этом виде. Другому же необходимы пояснительные рисунки на доске. Ученик с математическим складом ума лучше воспринимает цифры. Ученик со склонностью к гуманитарным наукам хорошо воспринимает изобразительное искусство. И так далее.
При обучении в образовательной среде «1 ученик:1 компьютер» каждому обучающемуся предоставляется специальный адаптированный мобильный компьютер - классмэйт ( Classmate PC), который является главным средством подачи информации и обучения. В нём находятся задания разного уровня сложности, которые необходимо выполнить ученику, причём задания интерактивны. В российский классмэйт загружено антвир
... Читать дальше »
Как раскрыть творческий потенциал ребёнка на уроке?Многие родители считают, что школьное обучение шаблонное, стандартное, направленное только на усвоение знаний. Конечно, это слишком категоричное суждение. Педагогическая наука тоже развивается, и новые веяния приходят в учебный процесс. Но в чём-то, безусловно, родителей можно понять. Они желают максимально раскрыть личность своего ребёнка, вот и записывают его в разные кружки, студии и творческие объединения. Однако творческое мышление можно и нужно развивать на обычных занятиях в школе. И многие учителя следуют этому утверждению. Благо, способов реализовать творческий потенциал ученика огромное количество.
Что такое творческий потенциал?
Как ни странно, но глубоко распространено заблуждение, что творчество заключается в умении петь, плясать и картины рисовать. А эти умения, понятное дело, не каждому даются. Так вот, прежде всего, нужно развеять этот миф. Творчество – это нестандартное мышление, это уникальное преображение действительности. Творческие люди не обязательно являются представителями искусства. И у каждого ребёнка есть задатки, которые можно взрастить в настоящие способности. А это не только приоритет школы, родители тоже вносят в это немалую лепту.
Современный взгляд на профориентацию в школеСовременные реалии строги к нынешним ученикам. Они не в выпускном классе, а гораздо раньше задумываются о выборе профессии. Школа помогает ребёнку самоопределиться. Но зачастую профориентационные методики не соответствуют времени, которое их опережает. Одна из приоритетных задач школы – социализация ученика. Это понятие включает в себя и ориентацию в мире профессий.
Когда стоит начать?
Ещё в начальных классах осуществляется знакомство с особенностями разных профессий. Это часто происходит в игровой форме. У детей уже появляются первые симпатии по отношению к той или иной профессии. Здорово, если учитель проводит такие мероприятия систематически. Удачный вариант – сотрудничество с родителями. Они приглашаются для рассказа ребятам о своей работе. Всё это, конечно, происходит с учётом возрастных особенностей детей. Можно проводить тематические недели «Профессий интересных очень много!». В плане такой недели могут быть следующие мероприятия: выставка рисунков, экскурсии, сочинения «Кем я хочу быть», ролевые игры, видео уроки. Помимо таких, в принципе, традиционных дел, можно поручить ребятам небольшую исследовательскую работу. В течение всей недели они будут общаться с кем-то из родителей, задавая ему вопро
... Читать дальше »
Советы современному классному руководителюХоть опыт и приходит с годами, есть немало способов овладеть некоторыми педагогическими премудростями уже в начале профессионального пути. По признанию самих учителей, одного только стажа недостаточно, чтобы наладить необходимый контакт с учеником. Каждое новое поколение хоть немного, но отличается от предыдущего. И учитель, даже самый опытный и заслуженный, может испытывать трудности в отношениях с детьми. Наверное, это тоже миссия педагога – быть «своим» в мире ребёнка.
Молодой классный руководитель
Обычно начинающие классные очень волнуются, переживают, ведь помимо детей мерить оценивающим взглядом их будут и родители. Такой категории классных руководителей стоит прибегнуть к ряду простых, но действенных советов:
Законспектируйте план своего знакомства с классом, с родителями. Из-за волнения итак могут возникнуть неловкие паузы, подсказка должна быть под рукой. Не пытайтесь сразу заигрывать с ребятами. Они могут принять это за вашу слабость, которая является отличным поводом отсутствия авторитета и подчинения. Вы должны быть дружелюбны, открыты, но при этом же строги. Дети очень хорошо это чувствуют. Сразу определите ту дистанцию, которая поможет вам руководить классом, а не выстра
... Читать дальше »
Бояться чего-либо в жизни вполне нормально. Так мы привыкли считать, хотя многие психологи сейчас же стали бы нас убеждать в обратном. В их словах есть немало разумного. Возьмём хотя бы утверждение о том, что бояться нужно не проблемы, а самого чувства страха. Ведь проблема может быть только в нашей голове, а в реальности её нет, или пока что нет, или она не настолько глобальна. О парализующем воздействии страха мы все знаем непонаслышке. Именно он нередко становится причиной наших неудач. В том числе и на экзаменах. Давайте попробуем со стороны посмотреть на привычную для многих ситуацию – боязнь сдачи экзамена.
Почему нам страшно идти на экзамен?
Вроде бы, простой вопрос. Но если подойти к нему беспристрастно и отключить все эмоции, вооружиться логикой, многое предстанет в другом свете. Итак, мы банально боимся лоб в лоб столкнуться с неудачей. Получить плохую оценку, вообще не сдать экзамен, дать плохой ответ. Если сказать короче – боимся разочароваться в себе. Именно с этой фразы и нужно начать подготовку к экзамену. Ведь нормальный, разумный человек в себе разочаруется уже на начальной стадии, когда он мало времени посвящает лекциям, семинарам, недобросовестно готовится к предмету и мало его учит. Если подготовка недостаточная, то все последующие страхи - по сути недово
... Читать дальше »
Каким мы представляем себе английское учебное заведение? Чопорных учительниц, аккуратных послушных детей, строгий распорядок дня на фоне английских садов и вечного тумана - нечто среднее между жизнью героев Диккенса и режимом жуткого интерната из недавнего фильма «Не отпускай меня». Несомненно вы удивитесь, узнав, что в Англии есть школы, где каждый занимается чем хочет, а школьники решают, какие уроки им посещать. И все это под девизом «Будь собой!». «Но это же полная анархия!» - скажете вы, - и безусловно не будете так далеки от истины. Так же необычными покажутся итальянский детский сад с принципами свободы для учеников и индийская школа, где все занимаются йогой, а математикой - кто как может.
Подробнее о нестандартном обучении можно узнать, посмотрев видео программы «Мир Обучения». Ее раздел «Новаторство в образовании» предоставляет нам взгляд на альтернативные методы образования. Мы последуем за авторами программы, путешествуя в разные места и наблюдая за разными моделями обучения. Первый сюжет повествует о школе, где главное - это счастливые выпускники, которые легко находят место в мире.
С точки зрения педагогов, учеба у детей идет гораздо эффективнее, когда они обладают свободой выбора. Подобные принципы весьма тесно связаны с философскими вопросами о свободе воли и выбора, которые рассматривал
... Читать дальше »
Все плюсы индивидуализации обучения
Современный термин «индивидуализация обучения» активно используется педагогическим сообществом сегодня. В то же время, часто ли учитель действительно пользуется приёмами и методами индивидуализации, а главное, эффективно ли он использует этот инструментарий? Давайте попробуем разобраться.
Что такое индивидуализация обучения?
На самом деле этот термин представляет собой несколько отличных понятий. Так, при индивидуальном обучении учитель работает лишь с одним учеником, а ученик взаимодействует только со средствами обучения. Конечно, преимуществ у такой модели обучения масса: происходит адаптация к индивидуальным особенностям ученика, темпу его работы. Кроме того, педагог знает слабые места ребёнка, пробелы в знаниях, он опирается на представления об общем уровне знаний ребёнка и его готовности к учебному труду. Но согласитесь, в обычной школе с массовым обучением эта модель используется редко.
Скорее учителя интересует технология индивидуального подхода. Она характеризуется тем, что учитель в учебно-воспитательном процессе с группой и с отдельными учащимися работает индивидуально, опираясь на их интеллектуальные и психологические особенности. Такой подход в своей практике применяет практически каждый педагог, ведь иногда он является единственным эффективным решением в динамике обучения отдельных ребят.
Подытожим: ключевое слово в наш
... Читать дальше »
Испокон веков люди искали способы быть счастливыми, жить в гармонии с собой и окружающим миром. Аристотель говорил: «Мудрец не стремится к удовольствию, он стремится к отсутствию страданий». А Жюль Ренар, французский писатель, отмечал: «Счастье – это когда несчастье молчит». И можно приводить сотни подобных высказываний. Однако заметите Вы: «От того, что я знаю, что такое счастье, я не становлюсь счастливее» и будете правы. Быть счастливым человеком и хотеть стать счастливым - это разные вещи. «Если встать в позу беспристрастного наблюдателя и держать двери распахнутыми, дожидаясь, когда в них войдет счастье, то в них войдет печаль» - так говорил французский философ Ален. Вывод напрашивается сам собой, формула счастья проста - это желание стать счастливым помноженное на усилия, приложенные для достижения гармонии с миром. Трудно найти человека, который не хотел бы быть счастлив. Таким образом, имеем уравнение с одним неизвестным, которое попытаемся определить. Психологи выделяют 7 способов, благодаря которым человек может находиться в гармонии и мире с самим собой и окружающей действительностью:
1. Девять слов на пути к счастью.
Нашу судьбу определяет не то, что мы о себе думаем, а то, о чём мы думаем. Марк Аврелий определял это девятью словами: «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней». И, правда, если мы думаем о болезни, то через некоторое время действительно заболеваем, если нас одолевают печальные мысли, то мы грустим. Психолог Уильям Джейм
... Читать дальше »
neuch.org
Даже первокласснику понятно, как здорово иметь хорошую память и с лёгкостью запоминать правила и стишки. Действительно, память – это один из познавательных процессов человека, который индивидуален для каждого и, что немаловажно, поддаётся развитию и тренировке.
Развитие и тренировка памяти - главный урок нашей жизни
В чём заключаются индивидуальные различия процессов памяти?
Сначала мы поговорим о продуктивности заучивания. Это первая характеристика различия процессов памяти. Каждый человек обладает своей скоростью запоминания, прочностью и уровнем точности. Согласитесь, немаловажные составляющие. Естественно, эти показатели зависят от возраста и статуса человека. Имеется в виду его учебный статус: если вы учитесь, периодически занимаетесь самообразованием, ваша память автоматически тренируется. Влияет на это и профессиональная деятельность. Ещё один критерий – готовность к воспроизведению материала. Идеальный вариант, если человек может быстро запоминать и долго сохранять информацию.
Типы памяти – это ваше оружие. Общеизвестны три типа памяти – зрительная, слуховая, двигательная. Так условно людей с тем или иным преобладающим типом памяти называют визуалами, аудилами и кинестетиками. Мастера НЛП используют эти знания, чтобы выстроить оптимальные контакты с людь
... Читать дальше »
В
последние годы в отечественной системе образования возрос интерес к
развитию креативности детей школьного и дошкольного возраста.
Актуальность этого вопроса связана с динамикой современного мира, в
связи с которой повысились требования к качествам личности. Например,
при приеме на работу всё больше стали учитываться творческое отношение к
проблемной ситуации и открытость личности новому опыту. Креативность
(от лат. creative – творческий) – способность личности генерировать
нестандартные идеи, быстро находить выход их проблемных ситуаций, не
копируя при этом традиционные схемы мышления.Для развития
креативности у ребенка необходимо активизировать его творческий
потенциал и развивать его способности. Очень важно развивать способности
с самого раннего детства. Уже в раннем возрасте необходимо уделять
особенное внимание развитию у ребенка творческого, а не только
репродуктивного стиля мышления.Развитие креативности у детей
определяется комплексом психологических условий: гармоничные
взаимоотношения между взрослыми и детьми; социальное поддержание
творческого поведения; поощрение самостоятельности и инициативы;
благоприятный климат в коллективе; адекватная п
... Читать дальше »
На
сегодняшний день в России сложилась такая ситуация, что получить работу
по специальности удается только десяти процентам выпускников. Все
остальные, с большой долей вероятности вынуждены пополнять ряды
безработных или соглашаться на обычную, неквалифицированную работу.
Такая ситуация вызвана несоответствием высшего образования реальным
потребностям российского рынка труда. Поэтому возникает вопрос : «Стоит
ли тратить несколько лет драгоценного времени и значительную сумму денег
на получение бесполезного диплома?».Как показывает практика –
нет. В современных реалиях ученики и выпускники колледжей оказываются в
выигрышной ситуации. Спрос на рабочие профессии значительно превышает
предложение. Поэтому после получения средне специального образования не
возникает особой проблемы с трудоустройством. Кроме того,
продолжительность обучения в колледжах меньше, обучение практически
везде бесплатное и совершенно незначительный конкурс на одно место. Из
вышесказанного можно сделать вывод: «Прежде чем стремиться поступить в
престижный ВУЗ на популярную специальность, необходимо серьез
... Читать дальше »
Инновационными
технологиями сегодня сложно кого-то удивить, мы сталкиваемся с ними на
каждом шагу. Невозможно представить нашу жизнь вне технического
прогресса. Образовательная сфера, долго ждала своего часа. И, наконец,
современные технологии постучали в двери школы. Знакомьтесь,
инновационный проект - «Школьная карта», созданный на базе национального
проекта «Образование» и призванный стать на страже безопасности
школьников и школы, а также способствовать более тесной взаимосвязи
между учителями, родителями и учениками.
Цель данной инновации заключается в следующем:
Обеспечение комплексной безопасности учащихся;
Налаживание многосторонних связей между учениками, родителями и учителями;
Систематизация данных о расходе выделенных средств на питание школьников.
И
это не полный перечень предоставляемой информации. Разработчики проекта
постарались учесть пожелания всех участников образовательной среды и
максимально удовлетворить их интересы.
В настоящее время при обучении языкам употребляются достаточно
разные методики и технологии. При этом специалисты отмечают, что
наиболее эффективными из них являются те, которые ориентированы на
развитие языковой интуиции.
Развитие
языковой интуиции подразумевает совершенствование навыков, связанных с
умением чувствовать язык и его структуру, интуитивно понимать
неизвестные человеку языковые обороты.
Развитие языковой интуиции одинаково важно как для обучения родному, так и иностранному языку.
Раннее развитие
Современные
исследования лингвистов, психолингвистов и педагогов показывают, что
языковую интуицию важно развивать с самого раннего детства. Именно в
этом случае можно говорить о наиболее естественном, гармоничном и
эффективном совершенствовании языкового чутья.
Ведь ни для кого не
секрет, что именно в детском возрасте выразительнее всего развита
способность подражания. В процессе языкового подражания ребенок на
подсознательном (интуитивном) уровне впитывает в себя законы языка, а
вместе с ними - определённый набор словообразовательных моделей,
алгоритмы построения словосочетаний и предложений. Если такая подготовка
ос
... Читать дальше »
КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ!? Сезон
выпусков школ! Уже не дети, но и не взрослые выпускники. Увы им
необходимо принять очень важное решение в жизни. Куда пойти учиться?
Вечная, почти уже философская тема. Конечно там и без родителей не
обойдется. О, как гордятся папы и мамы своими детьми, когда те поступают
на бюджет, ну или хотя бы в государственные ВУЗы. Но радость совсем не
долгая, ведь на самом деле это не так уж и бесплатно. У родителей
начинается паника, они то уже видят своих детей счастливыми олигархами с
хорошим престижным образованием. Вот моя подруга, поступила в
один из государственных ВУЗов Москвы, сама, и ЕГЭ было супер и экзамены
вступительные на отлично, а ей 200 тыс. рублей давай. А она: за что? А
вот просто так, потому что у тебя мама не в крупной крутой организации
работает. Вот и пришлось девочке выход искать, и нашла ведь. Поступила в
филиал. Правда в Пензе, далековато, но зато приличное образование. Ну
а что далеко ездить, вот, пожалуйста наш местный институт очень
знаменитый и студентов по обмену из-за границы мерено не мерено. А на
самом же деле, там на бюджете учатся только те, кто при поступлении
отдал всю сумму
... Читать дальше »
Стали
известны результаты международного рейтинга школьного образования PISA,
традиционно проводимого организацией экономического развития и
сотрудничества. Главной неожиданностью стала победа новичков рейтинга –
школьников из Шанхая(КНР). Стабильно высокие результаты показали ученики
из Финляндии, Гонконга, Южной Кореи. Значительный прирост уровня знаний
показывает Польша.
Уровень знаний, показанный российскими
школьниками, позволил занять им 40 – 43 места в различных дисциплинах и
41 место в общем рейтинге. Стоит отметить, что по результатам рейтингов,
проводимых ранее, Россия занимала более высокие места, и нынешней
результат говорит о постепенном понижении уровня знаний российских
школьников, по сравнению со школьниками других стран. Однако
представители других стран СНГ, также не смогли показать достаточно
высоких результатов, а лучший результат среди стран бывшего СССР
показали ученики из Эстонии, которые попали в десятку рейтинга
практически по всем дисциплинам.
Результаты школьников их Шанхая
стали большой неожиданностью для многих. Тем не менее, многие
специалисты видят объективные причины таких вы
... Читать дальше »
«Зачем нужна орфография?» – слышим мы иногда недоумённый и даже,
пожалуй, раздражённый и резкий, вопрос, за которым с уст человека,
собственно говоря, и задавшего этот вопрос, сразу же следует поток
доказательств, гласящих о ненужности орфографии как таковой.
Доказательства
эти могут звучать, например так: «Всем же понятно, что в устной речи от
норм правописания нет никакого толка. А в письменной речи орфография
тоже (причём давно) потеряла свой весомый статус. Ведь вся письменная
речь теперь практически «гуляет» в компьютерном мире. От руки сейчас уже
ничего не пишется. А плагины современных текстовых редакторов всегда
позволяют исправить ошибки автоматически. Такие плагины - незаменимые
корректоры и официальных документов, и ученических сочинений, и
студенческих дипломов. А, если говорить, о неформальном общении, а
особенно общении в сети Интернет, то, например, во всевозможных чатах
каждый пишет, как душа желает, не обращая внимания на верность
правописания».
К сожалению, такие рассуждения и полная
уверенность, касающаяся того, что без орфографии в 21-м веке можно легко
прожить, можно услышать довольно часто.
Но, если некоторые
считают, что орфография – это только проти
... Читать дальше »
В последнее время особенно остро встал вопрос о школьных
учителях мужского пола. Их никогда не было особенно много в нашей
стране, и со временем их число сокращается. Почему мужчины-учителя так
нужны школам? Потому что некоторые дети растут в неполных семьях, и
поэтому для их нормального развития очень важно, чтобы в школах они
могли видеть достойные примеры мужского поведения, и это всего лишь одна
из причин. Почему же в нашей стране мужчины-педагоги хотят идти
работать в школу?
Ответ
на этот вопрос банально прост: поднимите заработную плату школьным
учителям, заинтересуйте их, создайте благоприятные условия работы.
У
нас все привыкли, что учителя зарабатывают немного, а ведь мужчина
должен содержать семью, да и свойственный ему природный комплекс
превосходства над женщиной не позволяет его достоинству одобрить такую
низкооплачиваемую работу. Однако, если посмотреть с другой стороны, то
учитель может сегодня успешно зарабатывать за счет репетиторства и
издания различных учебных пособий. К примеру, в Германии средний
заработок учителя составляет три-четыре тысячи евро в месяц, но там и
количество учителей-мужчин больше, чем у нас, несмотря
... Читать дальше »
Последнее время всё чаще можно услышать об активной роли эйдетики в современных технологиях обучения.
Но что же такое эйдетика? Эйдетика
– это учение о памяти, основанное на образных впечатлениях, позволяющее
удержать и воспроизвести запомненные образы или явления.
При этом многие думают, что эйдетика – это «дитя» 21 века.
Но
на самом деле традиции эйдетики уходят своими корнями в эпоху Древней
Греции. Ведь ещё в трудах мыслителей Античности можно прочесть об
эйдетике как об явлении, позволяющем говорить об уникальной способности
эмоционального воспроизведения через определенный промежуток времени
наглядных образов как предметов, так и событий.
Также огромный
интерес к эйдетике наблюдался в Западной Европе 20 – 40-х г. XX века.
Особенно активно данное направление развивалось в Германии. А вот в
отечественном образовании об эйдетике всерьёз заговорили не так давно.
Огромный вклад в актуализации эйдетики России принадлежит талантливому и
креативному преподавателю, доктору педагогических наук И. Ю. Матюгину.
Эйдетика позволяет развивать образную память, навыки концентрации внимания, способность воображения.
Такое
совершенствование возможностей человека было актуально во все времена,
но в современном мире
... Читать дальше »
С
каждым годом увеличивается число учебных заведений, которые переходят
на модульную форму обучения. Такая форма позволяет построить программу
обучения из отдельных тематических блоков.
При модульной системе
обучения учащиеся максимальное количество времени обучаются
самостоятельно, учатся самоконтролю, самоорганизации и самопланированию,
в ходе обучения они могут получать от учителя советы Общение ученика и
учителя происходит через модули. Перед учащимся стоит конкретная цель,
определяется объем работы и уровень усвоения материала.
Модульное
обучение способствует развитию самостоятельности учащихся. Учитель,
свободный от информационных функций, только управляет процессом,
ученики овладевают знаниями сами, таким образом, эффективность обучения
значительно улучшается: преподаватель имеет возможность общаться с
каждым учеником, «подтягивать» слабых, консультировать сильных.
В
ходе модульного урока ученики получают большое количество оценок: за
устную и письменную работу. Даже если в ходе работы ученик получил
«двойку», он легко может ее исправить до конца занятия, доработав
материал. В классный журнал выставляются только итоговые оценки за урок.
Если ученик хорошо потрудился на уроке и справился со вс
... Читать дальше »
Разговоры
о низкой зарплате учителей и работников образовательной сферы ведутся
уже довольно давно. Мы постоянно слышим о необходимости улучшения
финансового положения учителей, но все еще не видим реальных
результатов. Ситуация настолько трагична, что оплата труда работников
образования в некоторых регионах практически в два раза ниже средней
зарплаты. Квалифицированный учитель, у которого за спиной десятки лет
тяжелой работы и тысячи выпускников, обязан брать на себя двойную
нагрузку, чтобы хоть как-то обеспечить возможность существования.
Чем же такая ситуация грозит российскому образованию и стране в целом?
Уже
сейчас мы слышим недовольства многих людей качеством отечественного
образования. Во многих школах работают учителя, которые уже давно
достигли пенсионного возраста, но не могут покинуть работу, потому что
не способны прожить на одну пенсию.
Учитывая непростые условия
работы и низкую заработную плату, престиж профессии падает с каждым
годом. Родители недовольны уровнем преподавания молодых учителей. Но,
кто идет работать учителем? Как показывает практика, все лучшие
выпускники педагогических вузов стараются найти место в престижных
частных лице
... Читать дальше »