Ностальгия по временам яркой и деятельной пионерии осталась ещё у огромного количества экс-школьников Советского Союза. Но ошибочно думать, что детское движение ушло вместе с пионерией, и сейчас его совсем нет. Да, может быть, таких масштабов у современных детских организаций нет, но традиции не забыты и вновь ребята объединяются вместе для добрых и интересных дел.
Что такое детское движение?
Детское общественное объединение – объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Детское объединение может быть как всероссийским, так и региональным, межрегиональным, созданным по месту жительства детей или месту учёбы. Гарантом соблюдения прав и интересов объединений является государство.
Двадцатый век пестрил возникновением всё новых детских организаций: некоторые сколь быстро появлялись, так и исчезали, другие же удерживали свои позиции на протяжении десятилетий. Роберт Стивенсон Свит Баден-Пауэлл в 1907 году создал первую детскую организацию в Англии. Чуть позже стали появляться массовые христианские организации. Также в истории много примеров объединений для девушек, для учащихся определённых учреждений образований. Печальным примером является и организация гитлерюгенда в Германии, созданная для взращивания юных нацистов.
Их ещё называют французскими и их любят учителя гуманитарных предметов. Они стимулируют всплеск активности учеников и повышают интерес к предмету. Они относительно новы для педагогики и направлены на персонификацию и саморазвитие ученика. Всё это о технологии творческих мастерских, о которой непонаслышке знают все педагоги. И если по какой-то причине учитель ещё не опробовал в своей практике сей опыт, стоит поближе познакомиться с этой поистине выдающейся технологией.
Истоки
Над разработкой этой системы трудились французские педагоги и психологи, официальным же названием этого коллектива единомышленников стало – «Французская группа нового образования». Министерство образования Франции признало эту группу в 1984 году. В начале 90-х эта технология пришла в Россию и до сих пор не теряет своей популярности.
Задачи технологии творческих мастерских:
Активное восприятие учащимися учебного материала; Творческое осмысление учебного материала; Саморазвитие ученика; Повышение интереса к процессу обучения; Развитие креативности; Повышения уровня грамотности; Повышение навыков аргументированного разговора и письма; Развитие социальной компетенции. И, наконец, отдельно стоит сказать о главной задаче этой технологии – приобретение знаний о самом себе. Это значит,
... Читать дальше »
К современному уроку предъявляется множество требований. Среди них выделяется группа, которая ратует за сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это помогает дозировать учебную нагрузку, а также пресекать усталость органов чувств ребёнка и интеллектуальное истощение. В этот ряд мы можем вписать и релаксационные упражнения, которые давно перестали быть новшеством.
Впрочем, сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание.
Рефлексия это...
В переводе с латинского рефлексия означает «обращение назад». Также это понятие трактуется как размышление о своём состоянии, самоанализ. Педагогика дня сегодняшнего понимает рефлексию как самоанализ деятельности и её результатов.
В начале урока традиционно может проводиться рефлексия эмоционального состояния и настроения, место этого вида рефлексии обусловлено установлением необходимого эмоционального контакта с классом. Часто этот вид рефлексии используется и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств – картины, музыка, разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций.
Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс.
... Читать дальше »
Бизнес-игры всё ещё являются экзотикой в учебно-воспитательном процессе. Пожалуй, только специализированные классы практикуют их использование, и это становится отличным плацдармом для взращивания юных предпринимателей. Конечно, ребята ещё не скоро применят свои знания и наработки на практике, но ведь уже сегодня школа, неразрывно связанная с реалиями и общественными изменениями, может и должна помочь ребёнку узнать, что же такое бизнес и какова его роль в социуме. Не нужно быть учеником элитного бизнес-класса или заниматься на специальных курсах, чтобы попробовать себя в деловых играх и бизнес-моделировании. Предлагаем вам несколько вариантов внедрения бизнес-уроков в школьный процесс.
Деловая игра
Это более традиционный вид бизнес-игр, существовавший ещё в советской школе. Сегодня их интерпретируют согласно веяниям дня сегодняшнего. Цель деловой игры – развивать у школьников логическое мышление, смекалку, умение руководить, распределять работу и эффективно работать в команде. Здесь нет отдельной задачи преподнесения в материале азов предпринимательства и советов по принятию бизнес-решений. Это всё будет на следующих занятиях. В деловой игре учитель находит первое звено бизнес-занятий, вовлекающее ребят в новую для них деятельность. К примеру, посвятите первую деловую игру стилям руководства. Для начала расскажите ребятам о наиболее изве
... Читать дальше »
Массовые акции протеста против коммерциализации школ готовятся по всей стране
Серия протестных акций против перевода школьного образования на коммерческое финансирование пройдет по всей стране с 21 по 25 апреля. Инициаторы – коалиция общественных, родительских и профсоюзных организаций назвали это Днями Единых Действий против Федерального закона № 83, который летом начинает действовать в полную силу.
Уже с 1 июля согласно этому закону все бюджетные учреждения – школы, поликлиники, музеи, библиотеки, институты – будут выведены на экономический рынок. Государство снимает с себя ответственность за их финансовое благополучие: выделять на них средства из бюджета оно продолжит в очень ограниченном количестве, субсидируя лишь определенный объем услуг. Все остальное соцучреждениям, в том числе и образовательным, придется зарабатывать самостоятельно.
Последствия этого, считают организаторы акций протеста, довольно скоро ощутит каждая российская семья: «На первых порах мы не почувствуем изменений, но сами не заметим, как платное образование станет нормой и проникнет во все поры школьной системы. А затем, можно и «госзаказ» радикально сократить».
Противники 83-го закона говорят: он представляет собой смертный приговор общедоступному образованию. Вводимый им принцип подушевого финансирования делает экономически невозможным существование множеств
... Читать дальше »
Ситуация, сложившаяся сегодня в сфере образования, заставляет лучшие умы планеты задаваться вопросом, какие изменения должна претерпеть образовательная система, чтобы соответствовать современному миру. Одним из таких мировых экспертов в области образования и инноваций является британский учёный Сэр Кен Робинсон. Именно за реформу системы образования в Великобритании, английская королева Елизавета II посвятила его в Рыцари. Он обладает и рядом других заслуг, которые только подчеркивают его талант и неординарность. Гениальные люди, гениальны во всем, и в отношении этого учёного, данный афоризм звучит как истинная правда. Его нестандартный взгляд на реформу системы образования и та оригинальная манера, благодаря которой он доносит информацию до аудитории, позволяет убедиться, в одарённости и творческом мышлении этого пророка в сфере образования. Смысл состоит в следующем: Кен Робинсон в простой, доступной форме поясняет ситуацию, сложившуюся в образовательной среде и наиболее вероятные пути выхода из этого кризиса, в то время как креативный иллюстратор точно и по сути, визуализирует его слова. Эффект от такой лекции потрясающий. Можете убедиться в этом самолично:
Впечатляет, не правда ли? Сложно не согласиться со всем вышесказанным. Действите
... Читать дальше »
В арсенале учителя есть более десятка типов уроков, которые разнообразны по своей структуре и целям. Иногда эффективность и продуктивность урока зависит напрямую от правильно подобранного типа. Как часто педагоги в хлопотах и погоне за результатом забывают прибегать к выбору нужного типа, забывают, как много вариантов у них есть. Мы напомним учителю и представим им типологию уроков сегодняшнего дня.
Вводный урок
Название говорит за себя. Чаще всего это уроки проходят в начале учебного года. Их цель – подготовить учеников к изучению нового курса либо большого раздела. Миссия учителя не просто рассказать, к чему ребятам готовиться и чего ожидать, а заинтересовать, дать курсу яркую рекламу. Это урок -настройка. Если урок имеет вид вводной лекции, задача педагога – раскрыть материал в целом, помочь составить план-конспект, который будет опорой для дальнейшего, более подробного изучения материала.
Урок формирования умений и навыков
В начале этого урока актуализируются уже имеющиеся ЗУН (знания, умения, навыки), затем, на основе имеющихся, формируются новые умения и навыки, проводятся упражнения на освоение и закрепление нового материала. Упражнения задаются по схеме:
упражнения по алгоритму; перенос в подобную ситуацию; упражнения творческого характера.
НЕУЧТо, какие изменения претерпело это маленькое островное государство за 45 лет своей независимости, иначе как чудом не назовешь. До 1965 года, Сингапур была одной из самых бедных стран третьего мира. Город-государство, не имеющее природных ресурсов, вынужденное завозить пресную воду, и единственным богатством которого является трудолюбивое, работоспособное население. За небольшой период времени, сингапурцы сотворили экономическое чудо, и страна из малоразвитых и экономически отсталых государств превратилась в процветающую державу. «Как им это удалось» - спросите вы? И не поверите, услышав ответ. Помните слова И.В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача», возможно, кто-то из лидеров этого государства, также, был знаком с работами русского биолога и селекционера, и в один прекрасный день решил трактовать его слова по-новому.
Не удивляйтесь, это не шутка, потому как, в 1984 году Ли Куан Йу, премьер министр этой страны, разработал новую концепцию воспитания молодого поколения, в основе которой лежала, новомодная в те времена наука – евгеника. Евгеника – своего рода селекция, только не груш и яблонь, а человеческих «душ». Ли Куан Йу предложил «выведение», если можно это слово применить к человеку, нового, здорового и умного поколения сингапурцев. Для этого были приняты меры, по создани
... Читать дальше »
Для чего нужно развивать ассоциативное мышление? И что это вообще такое? Если ещё не знаете, самое время узнать и взять на вооружение. Дело в том, что в основу многих обучающих методик взят принцип ассоциаций, проще говоря, нам легче запомнить не абстрактную информацию, а ту, при запоминании которой используются ассоциации. И это не последнее слово в педагогической науке, ассоциативное мышление помогало ещё нашим предкам – выживать, делать открытия, разрешать жизненные задачи.
Набор ассоциативных понятий основывается на жизненном опыте человека. Это платформа ассоциативного мышления. Такой вид мышления участвует в обработке информации, при этом не используется логический анализ.
Что же такое ассоциация?
Ассоциация представляет собой связь между определёнными представлениями, один образ влечёт вслед другой образ (понятие). К примеру, слово «ёлка», скорее всего, вызовет ассоциацию «Новый год» и т.д.
Задачи ассоциативного мышления:
создавать новые оригинальные идеи; развивать воображение и фантазию; образовывать смысловые связи.
Классификация ассоциаций
Выделяют несколько классов ассоциаций:
по сходству (костёр – спичка); по близости во времени и пространстве (тесто – пирог, цветы – клумба); по противоположным качествам или по контрасту – (яркий – тусклы
... Читать дальше »
НЕУЧЕвгений Ямбург – директор центра образования, член-корреспондент Российской академии образования, 29 февраля 2012 года заявил, что государство должно создать условия, при которых все российские дети смогут получать знания и проявлять себя вне зависимости от накопленного ими запаса знаний. Ямбург полагает, что многие дети будут чувствовать себя ущемленно, если государство не создаст благоприятных возможностей для них. Неужели занимать высокие должности, успешно продвигаться по карьерной лестнице могут только отличники?
Мы живем в период трех кризисов: этического, психологического и мировоззренческого, - таковы современные реалии российской действительности. Что касается последнего, важно упомянуть, что советское прошлое отличали четкие жизенные позиции, которые молодые люди могли иметь в будущем. Михаил Виноградов, руководитель Центра психологической и правовой помощи в экстремальных ситуациях полностью вступает на сторону Ямбурга. В советские годы была абсолютно доступна возможность посещения всеми детьми спортивных и шахматных кружков, однако сейчас секции стали намного лучше, но и платят за них родители, а не государство. Это делает российских детей неконкурентоспособными по сравнению с западными.
Этический кризис проявляется в столкновении взглядов населения. Либералы и демократы не могут договориться между собой. Это мешает найти истину.
Чтобы решить проблему дефицита кадров в сфере образования государству необходимо поднять зарплату учителям, вернуть прежний порядок аттестации и ввести общественную экспертизу нормативных актов в сфере образования — к такому выводу пришли участники общественных слушаний «Кадровый потенциал в сфере образования», организованных Общественной палатой Кировской области.
Несмотря на предпринимаемые усилия по улучшению положения работников сферы образования, подавляющее большинство молодых специалистов обходят стороной школы и детские сады, а опытные работники ищут возможный приработок. «Очень грустно, когда увольняются молодые педагоги, которые пришли с большим желанием учить детей, а уходят потому, что не могут содержать семью на зарплату учителя», — поделилась заслуженный учитель РФ, член ОП Галина Кропанева.
Директор Института проектирования инновационных моделей образования Константин Колесников отметил, что низкая заработная плата педагогов — основная причина складывающегося сегодня кадрового голода.
«Социологи, изучая ряд успешных стран, пришли к выводу, что для создания необходимой мотивации к учительской профессии, достаточно платить педагогу среднюю заработную плату по экономике того региона, где он проживает. Больше можно, но это не дает существенного изменения результата», — поясняет Константин Колесников.
Мона Платонова Некоторые учебники скучны и сложны, а иные написаны так, что понять их не всегда может и взрослый. Родителям школьников стоит присмотреться к учебникам, по которым занимаются их дети. Число недовольных их качеством растет. Представьте ситуацию: ученики пятого класса на уроке русского языка изучают тему «Имена собственные и имена нарицательные». Для закрепления материала учитель дает контрольный диктант, название которого «Глухарь на гальке». Произнесите это предложение вслух. И подумайте, где тут имя собственное, а где — нарицательное. Это задание — не выдумка. Именно оно приведено в методическом пособии по русскому языку для учителя. Пятый класс. Авторы — Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова. Кстати, педагоги говорят, что примерно треть пятиклассников в этом диктанте пишут слово «галька» с большой буквы. Неточности и откровенные ляпы — беда многих школьных учебников. И хотя работать педагоги могут только по книгам, «прочитанным», «проверенным», «рекомендованным» и «включенным в Федеральный перечень Министерства образования и науки РФ», все равно ошибки в них встречаются. И довольно часто. Столичный Департамент образования на этой неделе приступил к формированию госзаказа на учебники и учебные пособия для начальной и средней школы на 2012/2013 годы. Родит
... Читать дальше »
НЕУЧ.оргРассеянность может стать серьёзной проблемой и в учебе, и в повседневных ситуациях. Многие родители считают это чуть ли ни недостатком ребёнка, ругают его и одёргивают. На самом деле, если вы замечаете, что ребёнок рассеянный, ему трудно сосредоточиться на чём-либо, он забывчив. Чтобы определить, действительно ли ребёнку присуща рассеянность, нужно согласиться со следующими пунктами:
Он не может сконцентрировать на одном занятии в течение определённого времени. При этом учитывайте, что смена видов деятельности шестилетнего ребёнка должна быть более частой, чем, к примеру, десятилетнего; Он отвлекается от занятия через 5-8 минут; Его трудно чем либо увлечь, даже очень интересным фильмом, мультиком, книгой, игрой. Медики утверждают, что причиной детской рассеянности является неполное развитие тех отделов мозга, что отвечают за концентрацию внимания. Взрослые с такой же проблемой чаще всего начинают принимать психостимулирующие препараты. Однако родители, вооружившись поддержкой педагогов, могут и без медпрепаратов помочь ребёнку.
Раннее начало
Даже с грудничком можно начинать проводить упражнения на внимание. Есть множество ярких игрушек, которые ребёнок подолгу изучает, трогает, пытается разобрать. Это не что иное, как упражнения на развитие навыков внимания. Ро
... Читать дальше »
Наверное, не осталось таких людей, которые хоть раз бы ни слышали слово «арт-терапия». Порой его толкуют очень пространно, хоть оно и имеет чёткое значение. Арт-терапией называют такие психотерапевтические методы, в которых для лечения и психокоррекции используются художественные приёмы и различного вида творчество. Многие сводят арт-терапию лишь к ряду видов изобразительного искусства. На самом деле этот метод предполагает и просмотр фильмов, и создание историй, и искусство фотографии. Специалисты в области психологии давно изучили особенности творческого процесса и его взаимосвязь с эмоциональной сферой человека, его благотворное влияние. Арт-терапия стала практическим инструментарием этой теории.
Творчество лечит
И без научных открытий мы знаем справедливость этого высказывания. Однако стоит познакомиться со структурой работы арт-терапии и понять, в чём её секрет. Ошибочно сводить этот метод к созданию художественных образов. Они являются лишь проводниками в общении терапевта и клиента. Да, арт-терапия практикуется и с детьми, и со взрослыми. Но нам интересны дети, поэтому в нашем случае клиент – это именно ребёнок. Надо понимать, что в отличие от стандартного акта творчества здесь не так важен результат, как процесс. Ребёнок не боится критики, так как он её не получает. Он свободен в своих действиях, раскрепощён, что является непременным условием ар
... Читать дальше »
Так ли эффективно раннее обучение иностранным языкам? Стоит ли отдавать дошколят в специальные школы для изучения английского, к примеру? Так или иначе, но многие родители задаются этим вопросом. Так как компетентного ответа дождаться могут не все, родители сами принимают решение. Правильное ли оно? Посмотрим, что говорят по этому поводу специалисты.
Малыши воспринимают обучение по-другому
Это основной постулат раннего изучения языков. Дело в том, что школьники и взрослые учат язык, а дошкольники его приобретают. Разница существенная. Малыши процесс обучения воспринимают в виде игры. Они просто учатся играть, принимают правила, а вместе с тем начинают учить лексику. Для них это не труд, не утомительное занятие, а естественный процесс. Так как маленькие дети ещё не «обременены» щколой, свободного времени у них больше. Поэтому нет таких рамок, как урок. Они могут делать зарядку и вместе с тем учить английские слова. Купаться, играть, обедать, да что угодно! Им не задают домашние задания, они не учат грамматику, они просто знакомятся с лексикой. Однако это «просто» приносит внушительные плоды и создаёт мощную базу для дальнейшего обучения.
Боязнь оценки
Ребёнок школьного возраста не так раскрепощён, ведь он знает, что его работу оценивают. Родители проверяют, так ли он написал буквы, учителя оценивают произношение
... Читать дальше »
СИСТЕМА МОНТЕССОРИСегодня фамилию Монтессори знают не только педагоги, но и многие родители. Учиться в образовательных учреждениях по системе Монтессори стремятся многие, её поклонников не становится меньше, хоть эту концепцию не назовёшь современной. Итальянка Мария Монтессори во многом опередила своё время, став новатором, уникальным педагогом, изменившим судьбы многих детей. В своей стране она стала первой женщиной-врачом, но она не просто лечила умственно отсталых детей, она давала им огромный шанс на полноценную жизнь. Эта талантливая женщина обнаружила взаимосвязь между развитием мелкой моторики и речью. Она придумала множество упражнений и игр, где дети познавали мир тактильно, через ощущения. Чем качественнее они это делали, тем лучше начинали говорить. Удивительно, но дети с диагнозами-приговорами учились раньше читать, писать и грамотно изъясняться, чем свои вполне нормальные сверстники. Эти результаты и стали поводом для создания новой системы обучения.
В чём суть системы?
Главным принципом учения Монтессори является индивидуальный путь развития ребёнка. Дети не сравниваются, их успехи не приравниваются к каким-то нормам и показателям. Согласно системе – каждый ребёнок развивается по-своему, среда его развития специально подготовлена. Педагог должен помочь ребёнку максимально проявить свой
... Читать дальше »
Чуть больше сорока лет назад представители Всемирной Федерации неврологов дали официальное определение такому заболеванию как дислексия.
Дислексия (греч. δυς - «плохо» и λέξις - «речь») - избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.
Считается, что это расстройство остаётся на всю жизнь. Выделяют разные степени тяжести заболевания: от лёгкой до тяжёлой. Чем раньше данное расстройство будет диагностировано, тем быстрее начнётся коррекционная работа.
Симптомы дислексии являются симптомами дезориентации. Восприятие окружающего мира детьми-дислексиками отличается от привычного восприятия обычного человека. Поэтому расстройство сказывается не только на письме и чтении, но и на ориентации в пространстве, а также на активности ребёнка. Зачастую такие дети гиперактивны, либо наоборот их отличает гипоактивность. Свойственна дислексикам и некоторая неуклюжесть, неорганизованность, рассеянность.
Если объяснять проще, ребёнок, страдающий дислексией, мыслит непривычным для обычного человека способом: трехмерными образами, а не словами и фразами. Печатные слова для него не поддаются образному восприятию, это и образует проблемы в обучении.
Ошибочно чрезмерное давление на ребёнка: он найдёт спос
... Читать дальше »
В каждом коллективе есть лидер. Это не только яркая, харизматичная личность, это априори человек, способный взять на себя некую миссию. Ошибочно считать, что достаточно выявить человека с лидерскими качествами и дать ему площадку для действий, а дальше всё пойдёт само собой. С лидером, как с нераскрытым потенциалом, нужно работать. И начинать эту работу следует ещё со школьной скамьи. Командная политика сегодня лежит в основе многих явлений общества. Глупо это отрицать, гораздо правильнее оптимизировать эту тенденцию. Проще говоря, готовить потенциальных лидеров, а значит – предводителей, к продуктивной работе в команде. Лидер берёт на себя смелость приёма важных решений, он выстраивает актуальную систему ценностей, он прогнозирует результат, он является двигателем деятельности команды.
Сегодня во многих школах существует опыт работы с лидерами-подростками. Создаются специальные программы, позволяющие делать это систематически и эффективно.
Формы работы с лидерами
Наиболее распространённый вариант – цикл тренинговых занятий. Обычно изначально идёт о распределение ребят по возрастным группам, составляется расписание занятий, определяется их тематика. В течение года дети ходят на тренинги, позволяющие им определить свои лидерские позиции, увидеть се
... Читать дальше »
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХК научным исследованиям школьников привлекают обычно в старших классах. Разумеется, исследования эти довольно примитивны, но свою роль они оправдывают. Школьники постигают основы исследовательской деятельности, пытаются разобраться в нюансах научного подхода. Но начинать путь научного сообщества можно ещё в начальных классах. Этому утверждению есть немало примеров. Сегодня всё больше школ берёт на вооружение опыт организации исследовательской деятельности среди учеников младшего звена.
Для чего нужна научная деятельность в начальных классах?
Ответ прост – это способствует выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка. Дети испытывают естественную потребность к новым знаниям, они любознательны от природы. И это необходимо стимулировать и направлять в нужное русло. Ребёнок учится видеть проблему, выстраивать простейшие гипотезы, анализировать и сравнивать. Кроме того дети учатся задавать вопросы: корректно и грамотно. И, наконец, ребёнок начинает позиционировать себя как исследователь, он учится выдвигать собственные идеи и правильно их защищать. Все эти умения очень актуальны для современной школы. Это способствует конкурентоспособности на интеллектуально рынке в дальнейшем, а также затрагивает аспекты социализации школьника.
Современное мировое общество находится на пике своего социального развития, где немаловажным пунктом является равноправие мужского и женского полов. Такие слова как «матриархат» или «патриархат» временами звучат из уст людей. Но все же более «в шутку».
Государство стремится поднять планку демократии, придерживаясь при этом неких принципов, где права мужчин и женщин делаются равным во всех сферах жизни. И только воспитание, построенное на равноправии, помогает сформировать верное сознание граждан. Толерантность, критическое мышление и независимость должны быть присущи современному обществу.
Все мы равны
И такие качества трудно воспитать в учениках без гендерного образования. Оно построено на принципе равноправия и возможностей человека вне зависимости от его пола, относиться к людям правильно. В школьные годы это свои одноклассники, другие сверстники, учителя и родители. В будущем это коллеги или однокурсники, соседи или вторая половинка. Да кто угодно – человек, воспитанный на гендерном образовании умеет вести себя в обществе правильно. Особенно, если на изначальном пути молодой ученик опирался в свои движениях на поступки взрослых, учителей, и на то, что ему твердили молодые педагоги и родители.
А если еще и учесть, что такая политика создает
... Читать дальше »