Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Detki-74.ru: познавательный журнал для детей и родителей.
КАЛЬКУЛЯТОР |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
|
Форма входа |
|
|
|
Главная » 2012 » Апрель » 8 » ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ.ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ
11:07 ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ.ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ |
В арсенале учителя есть более десятка типов уроков, которые разнообразны по своей структуре и целям. Иногда эффективность и продуктивность урока зависит напрямую от правильно подобранного типа. Как часто педагоги в хлопотах и погоне за результатом забывают прибегать к выбору нужного типа, забывают, как много вариантов у них есть. Мы напомним учителю и представим им типологию уроков сегодняшнего дня.
Вводный урок
Название говорит за себя. Чаще всего это уроки проходят в начале учебного года. Их цель – подготовить учеников к изучению нового курса либо большого раздела. Миссия учителя не просто рассказать, к чему ребятам готовиться и чего ожидать, а заинтересовать, дать курсу яркую рекламу. Это урок -настройка. Если урок имеет вид вводной лекции, задача педагога – раскрыть материал в целом, помочь составить план-конспект, который будет опорой для дальнейшего, более подробного изучения материала.
Урок формирования умений и навыков
В начале этого урока актуализируются уже имеющиеся ЗУН (знания, умения, навыки), затем, на основе имеющихся, формируются новые умения и навыки, проводятся упражнения на освоение и закрепление нового материала. Упражнения задаются по схеме:
упражнения по алгоритму; перенос в подобную ситуацию; упражнения творческого характера.
Урок изучения нового материала
Урок построен на первичном введении материала. При этом учитываются особенности мыслительной деятельности ребёнка: процессы запоминания и воспроизведения материала, повторяется техника запоминания, даётся мотивация запоминания. Учитель использует приёмы прямого повторения, практикуется и приём частичных выводов.
Комбинированный урок
Король уроков, так его называют. Это, пожалуй, самый распространённый тип, стандартный и многоцелевой. В начале проверяется домашнее задание, ученики готовятся к ознакомлению с новым материалом, актуализируются имеющиеся знания и умения. Затем изучается новый материал, закрепляется. Обязательный элемент – связь нового материала с изученным, упражнения на понимание и закрепление этих связей. В конце (хотя можно и на других этапах) задаётся домашнее задание, проводится подробный инструктаж к нему.
Урок контроля, проверки и коррекции знаний
С этим типом учитель сталкивается несколько раз в четверть. Самый нелюбимый для учащихся, и самый показательный для ученика тип урока. Проверочные, самостоятельные, контрольные работы должны восприниматься классом, как момент демонстрации своих знаний и умений, а не как испытание для любителей списать. Учитель постепенно вырабатывает свой стиль таких уроков, создаёт особую, спокойную, деловую атмосферу. После него обязательной является организация работы над ошибками.
Урок повторения изученного материала
Этот урок предназначен для закрепления знаний, отработки умений и формулировки выводов самими учащимися. Учитель подбирает разные способы, приёмы, упражнения для повторения материала. Это и групповые задания, творческие задания, задания для самопроверки. Важно проводить коррекцию на протяжении всего занятия, а также следить за тем, насколько хорошо ребята анализируют изученный материал, делают выводы и обобщения.
Обобщающий урок
Этот тип урока схож с предыдущим, однако, акцент здесь ставится на систематизации пройденного материала, определение закономерностей и основных понятий, а также поиска области применения знаний.
Эти типы так или иначе использует каждый учитель в своей деятельности, они как истинная классика прочны в своей полезности и удобны. Но есть и нестандартные или нетрадиционные типы уроков, которые могут внести разнообразие в ваш курс и добавить эффективности и новизны учебному процессу. Вот лишь несколько из них, отлично зарекомендовавших себя в педагогической практике.
Урок-аукцион
Суть урока в том, что «продаются» знания, а точнее – правильные ответы. Учитель задаёт вопросы и «лот» продан тому, кто последний даст правильный ответ. Как растут цены на аукционе, так и растёт сложность вопросов.
Урок-консультация
Предназначен для дополнительной работы с ученикам. У каждого ребёнка есть свои слабые места, и учитель в процессе работы это подмечает. Кто-то имеет «пробел» по какой-то теме, кто-то не справляется определённым видом деятельности, кто-то не умеет выполнять творческие домашние задания. На этом уроке учитель систематизирует собственные наблюдения и консультирует учащихся, пытается устранить проблемные места.
Урок-конференция
Может быть ориентирован как на теорию, так и на практику. Урок-конференция проводится как собрание учёных, работающих над общей проблемой. Если учитель хочет отработать теоретические знания, он предварительно раздаёт ребятам задания (индивидуальные) в этом направлении. Если же он хочет отработать перенос знаний на практическое применение, настраивает ребят на это и предлагает им подготовиться в практическом ключе. На таком уроке должен быть строго выдержан стиль конференции: деловой, научный.
Интегрированный урок
Предназначен для формирования или закрепления у ребят понятия о межпредметных связях. Чаще всего организуется учителями в паре. Целью такого урока не является усвоение новых навыков, скорее, это развитие образовательного мышление и понятие о взаимосвязи явлений.
Такие занятия являются тренажёрами познавательных процессов (благодаря переключению с одного предмета на другой и их последующей интеграции), они развивают творческие умения, воображения, память, речь, внимание. Более подробно об этом типе урока мы уже писали здесь.
Урок-путешествие
Особенно распространён в начальных классах. Организован в виде познавательной игры со всеми атрибутами: карта, задания, станции, загадки, поиск. Очень продуктивен для изучения истории и быта стран, а также целых эпох.
Урок - ролевая игра
Любимый многими учителями тип урока. К нему требуется подготовка, но он особенно интересен ребятам, которые не упустят возможности побывать в роли адвоката, сыщика, актёра и т.д. Может имитировать (проходить в форме) заседания суда, телепередачи, пресс-конференции, театрального представления. Здесь многое (если не всё) зависит от творчества учителя.
Это далеко не все типы уроков, но даже рассмотрев эти варианты, и опробовав их, учитель наверняка откроет новые ключики к успешной образовательной деятельности, сможет реализовать свой потенциал и вызовет интерес ребят.НЕУЧ.ОРГ
|
Категория: САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ.НОВОЕ |
Просмотров: 819 |
Добавил: NINA
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Поиск |
|
|
Календарь |
|
|
НОВОСТИ |
|
|
|