Последнее время всё чаще можно услышать об активной роли эйдетики в современных технологиях обучения.
Но что же такое эйдетика? Эйдетика – это учение о памяти, основанное на образных впечатлениях, позволяющее удержать и воспроизвести запомненные образы или явления.
При этом многие думают, что эйдетика – это «дитя» 21 века.
Но на самом деле традиции эйдетики уходят своими корнями в эпоху Древней Греции. Ведь ещё в трудах мыслителей Античности можно прочесть об эйдетике как об явлении, позволяющем говорить об уникальной способности эмоционального воспроизведения через определенный промежуток времени наглядных образов как предметов, так и событий.
Также огромный интерес к эйдетике наблюдался в Западной Европе 20 – 40-х г. XX века. Особенно активно данное направление развивалось в Германии. А вот в отечественном образовании об эйдетике всерьёз заговорили не так давно. Огромный вклад в актуализации эйдетики России принадлежит талантливому и креативному преподавателю, доктору педагогических наук И. Ю. Матюгину.
Эйдетика позволяет развивать образную память, навыки концентрации внимания, способность воображения.
Такое совершенствование возможностей человека было актуально во все времена, но в современном мире с его постоянно растущими потоками информации оно приобрело новое звучание. С чем же это связано?
Очень часто проблемным моментом современного обучения является то, что человеку необходимо усвоить слишком много разноплановой информации. «Я не выучу всё это. У меня уже каша в голове!» - часто говорит тот, кто вынужден штудировать большие массивы учебных материалов.
Если использовать классическую «зубрёжку», т.е. механический метод запоминания, то действительно выучить объёмный материал бывает сложно как физически, так и психологически.
Когда же в технологиях обучения применяются техники эйдетики, то процесс запоминания (благодаря наличию образности, эмоциональных компонентов) становится гораздо более простым.
Хорошо развитая эйдетическая память позволяет быстро запоминать даже нелогичные формулы, труднопроизносимые термины, многозначные числа и их массивы. Кроме того роль эйдетики сложно переоценить в изучении иностранных языков.
Инструменты эйдетики
Главными инструментами эйдетики являются работа с ассоциациями и акровербальная техника.
Работа с ассоциациями представлена двумя направлениями: цепным методом (он аппелирует ассоциативными логическими связями) и методом зрительных ассоциаций.
Цепной метод основан на том, что любое явление может повлечь за собой другое. Информация, при обучении в этом случае, раскрывается постепенно (от общего к частному, от частному к общему либо от частного к другому, существующего с ним параллельно в информационном пространстве, частному).
Что же касается зрительных ассоциаций, то этот метод, напротив, лишён логического компонента. Зато здесь особенно важна связь того или иного объекта с определенным местом.
Например, когда школьный учитель физики объясняет детям, как происходит движение электрического тока по проводам, то при использовании эйдетики в преподавании, преподаватель может стать в дверной проём и сказать ребятам: «Представьте что все присутствующие в этом классе - это электрические заряжённые частицы. Сейчас на перемене наш класс пойдёт в столовую. Я буду Ваш сопровождать и поторапливать, чтобы вы успели на следующий урок. Электрическое поле по отношению к заряжённым частицам действует также».
На первый взгляд, такое объяснение весьма абсурдно, ведь в нём отсутствует даже научное обоснование. Но ученик наглядно представляет картинку, связывает её с конкретным местом. Электрические частицы в представлении школьника «оживают». В голове рождается яркий эмоциональный образ.
И ученик в этом случае обязательно надолго запомнит, в чём состоит сущность движения электрического тока. А, если же ученику прочитать просто сухое определение, то, увы, в памяти оно останется только у тех, кто действительно заинтересован предметом.
Многие дети (особенно с гуманитарным складом ума) точные науки не просто не любят, но и испытывают перед ними боязнь. Но, если в преподавании физики, химии, математики будет присутствовать ориентация на вышеназванные приёмы, то ребят, боящихся «сухие» дисциплины, станет гораздо меньше. Нет, это не значит, что все дети станут увлечёнными «технарями», математиками и химиками, но сложные технические, естественнонаучные материалы не будут больше казаться им такими страшными, как раньше.
Что же касается акровербального метода, то этот метод основан на креативном преобразовании «сухой» информации в «живые» тексты. Это может быть, например, «шифрование» учебного материала в стихотворения, песни и анекдоты. Как правило, работа с информацией таким способом вызывает особенно приятные эмоции. А запоминать любой материал, находясь в прекрасном расположении духа, как известно, всегда легче, интереснее и главное, эффективнее. Учиться с улыбкой – это не фантастика. Это эйдетика!
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что использование техник эйдетики позволяет говорить о том, что обучение становится наиболее естественным и гармоничным по отношении к заложенному самой природой процессу развития человеческого мозга.
Здесь минимизируется психологическое напряжение, а запоминание и усвоение информации становится непринужденным, захватывающим и необременительным. В итоге значительно повышается работоспособность, увлеченность предметом и появляется выразительное желание «свернуть новые горы».