В настоящее время при обучении языкам употребляются достаточно разные методики и технологии. При этом специалисты отмечают, что наиболее эффективными из них являются те, которые ориентированы на развитие языковой интуиции.
Развитие языковой интуиции подразумевает совершенствование навыков, связанных с умением чувствовать язык и его структуру, интуитивно понимать неизвестные человеку языковые обороты.
Развитие языковой интуиции одинаково важно как для обучения родному, так и иностранному языку.
Раннее развитие
Современные исследования лингвистов, психолингвистов и педагогов показывают, что языковую интуицию важно развивать с самого раннего детства. Именно в этом случае можно говорить о наиболее естественном, гармоничном и эффективном совершенствовании языкового чутья.
Ведь ни для кого не секрет, что именно в детском возрасте выразительнее всего развита способность подражания. В процессе языкового подражания ребенок на подсознательном (интуитивном) уровне впитывает в себя законы языка, а вместе с ними - определённый набор словообразовательных моделей, алгоритмы построения словосочетаний и предложений. Если такая подготовка осуществляется с самого раннего детства, то в будущем ребёнок, сталкиваясь даже только с отдельными известными компонентами, собирая в собственном подсознании своеобразный лингвистический «пазл», сможет уверенно сориентироваться даже в сложном языковом материале.
Наилучшим средством развития языковой интуиции в дошкольном возрасте можно назвать активное приобщение ребёнка к качественной художественной литературе. От того, какие сказки, рассказы, стихи будут читаться малышу, будет во многом зависеть то, как ему откроется Слово, и как ребёнок научиться выражать свои мысли.
Как известно, дети, которым в детстве много читают, приходят в школу изначально более грамотными. При этом как таковые правила языка они пока ещё не знают.
Нет, эта статья – не протест против правил языка. Роль тщательного изучения правил языка сложно переоценить.
Речь как - раз о том, что если хорошо развита языковая интуиция, то изучение многих правил становится логичным, необременительным, освобождённым от изнуряющей «зубрёжки». И всё это легко объяснить тем, что запоминание многих правил в этом случае изначально подкрепляется подсознанием. А блестящий дуэт «чувство языка» + «знание языка» порождает то, что можно назвать понятием «владение языком».
Хотя, некоторые специалисты советуют обратить внимание, что развитие языковой интуиции с помощью прослушивания ребёнком текста является эффективным для детей, являющихся аудиалами. Если же ребёнок лучше воспринимает визуальную информацию, полноценно развивать его языковую интуицию можно начинать только тогда, когда он начинает читать.
Кроме того нельзя забывать, что есть и такая группа людей как кинесики. Чтобы воспринять материал, им важно, в первую очередь, написать текст.
Поэтому при обучении языку дошкольника или младшего школьника важно определить, кем по своей сущности является ребёнок: визуалом, аудиалом или кинесиком. Это позволит и педагогам, и родителям избрать наиболее оптимальный способ развития языковой интуиции у детей.
Хотя, безусловно, чтобы ребёнок вырос гармонично развитым и хорошо адаптированным к жизни, у ярко выраженных визуалов нужно не забывать развивать аудиальные способности, у аудиалов – визуальные и т.д.
Языковая интуиция в средней школе и среди взрослых
Если же говорить о развитии языковой интуиции в средней школе и среди взрослых, то роль текстов художественной литературы здесь также очень важна. Но при развитии языкового чутья в этом возрасте важно добавлять и другие компоненты.
Очень эффективной в этой ситуации, например, является работа со словообразовательными моделями. Тот, кто знаком с отечественными учебниками русского языка С.И. Львовой очень хорошо понимает, о чём идёт речь. Ребята, обучающиеся по данным учебникам, анализируют структуру словоформ и на практике приходят к выводу, что существует множество слов, имеющие совершенно разное корневое пространство (а в нём чаще всего заложен главный лексический смысл), но совершенно идентичные грамматико-словообразовательные признаки. В качестве примера можно привести тандем слов «БЛЕДНоватый» - «БЕДНОватый».
Также развитие языковой интуиции в средней школе очень эффективно осуществлять при помощи этимологической работы. Проникновение к «истокам» даже, с первого взгляда, непонятных слов, позволяет смотреть на них не как на набор чужеродных букв и слогов, а как на объект, рождающий интерес, любопытство, эмоциональный отклик. Слово становится ближе, а значит, и почувствовать и понять его тоже гораздо легче.
При этом акцент здесь следует сделать именно на фразах «интерес» и «эмоциональный отклик». Поэтому, какой бы метод развития языковой интуиции не использовался (работа со словообразовательными моделями, этимологический анализ), лучше, если при этом будет использована непринужденная технология обучения. Особенно приветствуются элементы игры, живая атмосфера которой наилучшим образом способствует совершенствованию языкового чутья.