Ностальгия по временам яркой и деятельной пионерии осталась ещё у огромного количества экс-школьников Советского Союза. Но ошибочно думать, что детское движение ушло вместе с пионерией, и сейчас его совсем нет. Да, может быть, таких масштабов у современных детских организаций нет, но традиции не забыты и вновь ребята объединяются вместе для добрых и интересных дел.
Что такое детское движение?
Детское общественное объединение – объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Детское объединение может быть как всероссийским, так и региональным, межрегиональным, созданным по месту жительства детей или месту учёбы. Гарантом соблюдения прав и интересов объединений является государство.
Двадцатый век пестрил возникновением всё новых детских организаций: некоторые сколь быстро появлялись, так и исчезали, другие же удерживали свои позиции на протяжении десятилетий. Роберт Стивенсон Свит Баден-Пауэлл в 1907 году создал первую детскую организацию в Англии. Чуть позже стали появляться массовые христианские организации. Также в истории много примеров объединений для девушек, для учащихся определённых учреждений образований. Печальным примером является и организация гитлерюгенда в Германии, созданная для взращивания юных нацистов.
Их ещё называют французскими и их любят учителя гуманитарных предметов. Они стимулируют всплеск активности учеников и повышают интерес к предмету. Они относительно новы для педагогики и направлены на персонификацию и саморазвитие ученика. Всё это о технологии творческих мастерских, о которой непонаслышке знают все педагоги. И если по какой-то причине учитель ещё не опробовал в своей практике сей опыт, стоит поближе познакомиться с этой поистине выдающейся технологией.
Истоки
Над разработкой этой системы трудились французские педагоги и психологи, официальным же названием этого коллектива единомышленников стало – «Французская группа нового образования». Министерство образования Франции признало эту группу в 1984 году. В начале 90-х эта технология пришла в Россию и до сих пор не теряет своей популярности.
Задачи технологии творческих мастерских:
Активное восприятие учащимися учебного материала; Творческое осмысление учебного материала; Саморазвитие ученика; Повышение интереса к процессу обучения; Развитие креативности; Повышения уровня грамотности; Повышение навыков аргументированного разговора и письма; Развитие социальной компетенции. И, наконец, отдельно стоит сказать о главной задаче этой технологии – приобретение знаний о самом себе. Это значит,
... Читать дальше »
К современному уроку предъявляется множество требований. Среди них выделяется группа, которая ратует за сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это помогает дозировать учебную нагрузку, а также пресекать усталость органов чувств ребёнка и интеллектуальное истощение. В этот ряд мы можем вписать и релаксационные упражнения, которые давно перестали быть новшеством.
Впрочем, сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание.
Рефлексия это...
В переводе с латинского рефлексия означает «обращение назад». Также это понятие трактуется как размышление о своём состоянии, самоанализ. Педагогика дня сегодняшнего понимает рефлексию как самоанализ деятельности и её результатов.
В начале урока традиционно может проводиться рефлексия эмоционального состояния и настроения, место этого вида рефлексии обусловлено установлением необходимого эмоционального контакта с классом. Часто этот вид рефлексии используется и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств – картины, музыка, разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций.
Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс.
... Читать дальше »
Бизнес-игры всё ещё являются экзотикой в учебно-воспитательном процессе. Пожалуй, только специализированные классы практикуют их использование, и это становится отличным плацдармом для взращивания юных предпринимателей. Конечно, ребята ещё не скоро применят свои знания и наработки на практике, но ведь уже сегодня школа, неразрывно связанная с реалиями и общественными изменениями, может и должна помочь ребёнку узнать, что же такое бизнес и какова его роль в социуме. Не нужно быть учеником элитного бизнес-класса или заниматься на специальных курсах, чтобы попробовать себя в деловых играх и бизнес-моделировании. Предлагаем вам несколько вариантов внедрения бизнес-уроков в школьный процесс.
Деловая игра
Это более традиционный вид бизнес-игр, существовавший ещё в советской школе. Сегодня их интерпретируют согласно веяниям дня сегодняшнего. Цель деловой игры – развивать у школьников логическое мышление, смекалку, умение руководить, распределять работу и эффективно работать в команде. Здесь нет отдельной задачи преподнесения в материале азов предпринимательства и советов по принятию бизнес-решений. Это всё будет на следующих занятиях. В деловой игре учитель находит первое звено бизнес-занятий, вовлекающее ребят в новую для них деятельность. К примеру, посвятите первую деловую игру стилям руководства. Для начала расскажите ребятам о наиболее изве
... Читать дальше »
Массовые акции протеста против коммерциализации школ готовятся по всей стране
Серия протестных акций против перевода школьного образования на коммерческое финансирование пройдет по всей стране с 21 по 25 апреля. Инициаторы – коалиция общественных, родительских и профсоюзных организаций назвали это Днями Единых Действий против Федерального закона № 83, который летом начинает действовать в полную силу.
Уже с 1 июля согласно этому закону все бюджетные учреждения – школы, поликлиники, музеи, библиотеки, институты – будут выведены на экономический рынок. Государство снимает с себя ответственность за их финансовое благополучие: выделять на них средства из бюджета оно продолжит в очень ограниченном количестве, субсидируя лишь определенный объем услуг. Все остальное соцучреждениям, в том числе и образовательным, придется зарабатывать самостоятельно.
Последствия этого, считают организаторы акций протеста, довольно скоро ощутит каждая российская семья: «На первых порах мы не почувствуем изменений, но сами не заметим, как платное образование станет нормой и проникнет во все поры школьной системы. А затем, можно и «госзаказ» радикально сократить».
Противники 83-го закона говорят: он представляет собой смертный приговор общедоступному образованию. Вводимый им принцип подушевого финансирования делает экономически невозможным существование множеств
... Читать дальше »
Ситуация, сложившаяся сегодня в сфере образования, заставляет лучшие умы планеты задаваться вопросом, какие изменения должна претерпеть образовательная система, чтобы соответствовать современному миру. Одним из таких мировых экспертов в области образования и инноваций является британский учёный Сэр Кен Робинсон. Именно за реформу системы образования в Великобритании, английская королева Елизавета II посвятила его в Рыцари. Он обладает и рядом других заслуг, которые только подчеркивают его талант и неординарность. Гениальные люди, гениальны во всем, и в отношении этого учёного, данный афоризм звучит как истинная правда. Его нестандартный взгляд на реформу системы образования и та оригинальная манера, благодаря которой он доносит информацию до аудитории, позволяет убедиться, в одарённости и творческом мышлении этого пророка в сфере образования. Смысл состоит в следующем: Кен Робинсон в простой, доступной форме поясняет ситуацию, сложившуюся в образовательной среде и наиболее вероятные пути выхода из этого кризиса, в то время как креативный иллюстратор точно и по сути, визуализирует его слова. Эффект от такой лекции потрясающий. Можете убедиться в этом самолично:
Впечатляет, не правда ли? Сложно не согласиться со всем вышесказанным. Действите
... Читать дальше »
В арсенале учителя есть более десятка типов уроков, которые разнообразны по своей структуре и целям. Иногда эффективность и продуктивность урока зависит напрямую от правильно подобранного типа. Как часто педагоги в хлопотах и погоне за результатом забывают прибегать к выбору нужного типа, забывают, как много вариантов у них есть. Мы напомним учителю и представим им типологию уроков сегодняшнего дня.
Вводный урок
Название говорит за себя. Чаще всего это уроки проходят в начале учебного года. Их цель – подготовить учеников к изучению нового курса либо большого раздела. Миссия учителя не просто рассказать, к чему ребятам готовиться и чего ожидать, а заинтересовать, дать курсу яркую рекламу. Это урок -настройка. Если урок имеет вид вводной лекции, задача педагога – раскрыть материал в целом, помочь составить план-конспект, который будет опорой для дальнейшего, более подробного изучения материала.
Урок формирования умений и навыков
В начале этого урока актуализируются уже имеющиеся ЗУН (знания, умения, навыки), затем, на основе имеющихся, формируются новые умения и навыки, проводятся упражнения на освоение и закрепление нового материала. Упражнения задаются по схеме:
упражнения по алгоритму; перенос в подобную ситуацию; упражнения творческого характера.
НЕУЧТо, какие изменения претерпело это маленькое островное государство за 45 лет своей независимости, иначе как чудом не назовешь. До 1965 года, Сингапур была одной из самых бедных стран третьего мира. Город-государство, не имеющее природных ресурсов, вынужденное завозить пресную воду, и единственным богатством которого является трудолюбивое, работоспособное население. За небольшой период времени, сингапурцы сотворили экономическое чудо, и страна из малоразвитых и экономически отсталых государств превратилась в процветающую державу. «Как им это удалось» - спросите вы? И не поверите, услышав ответ. Помните слова И.В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача», возможно, кто-то из лидеров этого государства, также, был знаком с работами русского биолога и селекционера, и в один прекрасный день решил трактовать его слова по-новому.
Не удивляйтесь, это не шутка, потому как, в 1984 году Ли Куан Йу, премьер министр этой страны, разработал новую концепцию воспитания молодого поколения, в основе которой лежала, новомодная в те времена наука – евгеника. Евгеника – своего рода селекция, только не груш и яблонь, а человеческих «душ». Ли Куан Йу предложил «выведение», если можно это слово применить к человеку, нового, здорового и умного поколения сингапурцев. Для этого были приняты меры, по создани
... Читать дальше »
Для чего нужно развивать ассоциативное мышление? И что это вообще такое? Если ещё не знаете, самое время узнать и взять на вооружение. Дело в том, что в основу многих обучающих методик взят принцип ассоциаций, проще говоря, нам легче запомнить не абстрактную информацию, а ту, при запоминании которой используются ассоциации. И это не последнее слово в педагогической науке, ассоциативное мышление помогало ещё нашим предкам – выживать, делать открытия, разрешать жизненные задачи.
Набор ассоциативных понятий основывается на жизненном опыте человека. Это платформа ассоциативного мышления. Такой вид мышления участвует в обработке информации, при этом не используется логический анализ.
Что же такое ассоциация?
Ассоциация представляет собой связь между определёнными представлениями, один образ влечёт вслед другой образ (понятие). К примеру, слово «ёлка», скорее всего, вызовет ассоциацию «Новый год» и т.д.
Задачи ассоциативного мышления:
создавать новые оригинальные идеи; развивать воображение и фантазию; образовывать смысловые связи.
Классификация ассоциаций
Выделяют несколько классов ассоциаций:
по сходству (костёр – спичка); по близости во времени и пространстве (тесто – пирог, цветы – клумба); по противоположным качествам или по контрасту – (яркий – тусклы
... Читать дальше »
НЕУЧЕвгений Ямбург – директор центра образования, член-корреспондент Российской академии образования, 29 февраля 2012 года заявил, что государство должно создать условия, при которых все российские дети смогут получать знания и проявлять себя вне зависимости от накопленного ими запаса знаний. Ямбург полагает, что многие дети будут чувствовать себя ущемленно, если государство не создаст благоприятных возможностей для них. Неужели занимать высокие должности, успешно продвигаться по карьерной лестнице могут только отличники?
Мы живем в период трех кризисов: этического, психологического и мировоззренческого, - таковы современные реалии российской действительности. Что касается последнего, важно упомянуть, что советское прошлое отличали четкие жизенные позиции, которые молодые люди могли иметь в будущем. Михаил Виноградов, руководитель Центра психологической и правовой помощи в экстремальных ситуациях полностью вступает на сторону Ямбурга. В советские годы была абсолютно доступна возможность посещения всеми детьми спортивных и шахматных кружков, однако сейчас секции стали намного лучше, но и платят за них родители, а не государство. Это делает российских детей неконкурентоспособными по сравнению с западными.
Этический кризис проявляется в столкновении взглядов населения. Либералы и демократы не могут договориться между собой. Это мешает найти истину.
Чтобы решить проблему дефицита кадров в сфере образования государству необходимо поднять зарплату учителям, вернуть прежний порядок аттестации и ввести общественную экспертизу нормативных актов в сфере образования — к такому выводу пришли участники общественных слушаний «Кадровый потенциал в сфере образования», организованных Общественной палатой Кировской области.
Несмотря на предпринимаемые усилия по улучшению положения работников сферы образования, подавляющее большинство молодых специалистов обходят стороной школы и детские сады, а опытные работники ищут возможный приработок. «Очень грустно, когда увольняются молодые педагоги, которые пришли с большим желанием учить детей, а уходят потому, что не могут содержать семью на зарплату учителя», — поделилась заслуженный учитель РФ, член ОП Галина Кропанева.
Директор Института проектирования инновационных моделей образования Константин Колесников отметил, что низкая заработная плата педагогов — основная причина складывающегося сегодня кадрового голода.
«Социологи, изучая ряд успешных стран, пришли к выводу, что для создания необходимой мотивации к учительской профессии, достаточно платить педагогу среднюю заработную плату по экономике того региона, где он проживает. Больше можно, но это не дает существенного изменения результата», — поясняет Константин Колесников.
Мона Платонова Некоторые учебники скучны и сложны, а иные написаны так, что понять их не всегда может и взрослый. Родителям школьников стоит присмотреться к учебникам, по которым занимаются их дети. Число недовольных их качеством растет. Представьте ситуацию: ученики пятого класса на уроке русского языка изучают тему «Имена собственные и имена нарицательные». Для закрепления материала учитель дает контрольный диктант, название которого «Глухарь на гальке». Произнесите это предложение вслух. И подумайте, где тут имя собственное, а где — нарицательное. Это задание — не выдумка. Именно оно приведено в методическом пособии по русскому языку для учителя. Пятый класс. Авторы — Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова. Кстати, педагоги говорят, что примерно треть пятиклассников в этом диктанте пишут слово «галька» с большой буквы. Неточности и откровенные ляпы — беда многих школьных учебников. И хотя работать педагоги могут только по книгам, «прочитанным», «проверенным», «рекомендованным» и «включенным в Федеральный перечень Министерства образования и науки РФ», все равно ошибки в них встречаются. И довольно часто. Столичный Департамент образования на этой неделе приступил к формированию госзаказа на учебники и учебные пособия для начальной и средней школы на 2012/2013 годы. Родит
... Читать дальше »