Каким мы представляем себе английское учебное заведение? Чопорных учительниц, аккуратных послушных детей, строгий распорядок дня на фоне английских садов и вечного тумана - нечто среднее между жизнью героев Диккенса и режимом жуткого интерната из недавнего фильма «Не отпускай меня». Несомненно вы удивитесь, узнав, что в Англии есть школы, где каждый занимается чем хочет, а школьники решают, какие уроки им посещать. И все это под девизом «Будь собой!». «Но это же полная анархия!» - скажете вы, - и безусловно не будете так далеки от истины. Так же необычными покажутся итальянский детский сад с принципами свободы для учеников и индийская школа, где все занимаются йогой, а математикой - кто как может.
Подробнее о нестандартном обучении можно узнать, посмотрев видео программы «Мир Обучения». Ее раздел «Новаторство в образовании» предоставляет нам взгляд на альтернативные методы образования. Мы последуем за авторами программы, путешествуя в разные места и наблюдая за разными моделями обучения. Первый сюжет повествует о школе, где главное - это счастливые выпускники, которые легко находят место в мире.
С точки зрения педагогов, учеба у детей идет гораздо эффективнее, когда они обладают свободой выбора. Подобные принципы весьма тесно связаны с философскими вопросами о свободе воли и выбора, которые рассматривал
... Читать дальше »
Все плюсы индивидуализации обучения
Современный термин «индивидуализация обучения» активно используется педагогическим сообществом сегодня. В то же время, часто ли учитель действительно пользуется приёмами и методами индивидуализации, а главное, эффективно ли он использует этот инструментарий? Давайте попробуем разобраться.
Что такое индивидуализация обучения?
На самом деле этот термин представляет собой несколько отличных понятий. Так, при индивидуальном обучении учитель работает лишь с одним учеником, а ученик взаимодействует только со средствами обучения. Конечно, преимуществ у такой модели обучения масса: происходит адаптация к индивидуальным особенностям ученика, темпу его работы. Кроме того, педагог знает слабые места ребёнка, пробелы в знаниях, он опирается на представления об общем уровне знаний ребёнка и его готовности к учебному труду. Но согласитесь, в обычной школе с массовым обучением эта модель используется редко.
Скорее учителя интересует технология индивидуального подхода. Она характеризуется тем, что учитель в учебно-воспитательном процессе с группой и с отдельными учащимися работает индивидуально, опираясь на их интеллектуальные и психологические особенности. Такой подход в своей практике применяет практически каждый педагог, ведь иногда он является единственным эффективным решением в динамике обучения отдельных ребят.
Подытожим: ключевое слово в наш
... Читать дальше »
Испокон веков люди искали способы быть счастливыми, жить в гармонии с собой и окружающим миром. Аристотель говорил: «Мудрец не стремится к удовольствию, он стремится к отсутствию страданий». А Жюль Ренар, французский писатель, отмечал: «Счастье – это когда несчастье молчит». И можно приводить сотни подобных высказываний. Однако заметите Вы: «От того, что я знаю, что такое счастье, я не становлюсь счастливее» и будете правы. Быть счастливым человеком и хотеть стать счастливым - это разные вещи. «Если встать в позу беспристрастного наблюдателя и держать двери распахнутыми, дожидаясь, когда в них войдет счастье, то в них войдет печаль» - так говорил французский философ Ален. Вывод напрашивается сам собой, формула счастья проста - это желание стать счастливым помноженное на усилия, приложенные для достижения гармонии с миром. Трудно найти человека, который не хотел бы быть счастлив. Таким образом, имеем уравнение с одним неизвестным, которое попытаемся определить. Психологи выделяют 7 способов, благодаря которым человек может находиться в гармонии и мире с самим собой и окружающей действительностью:
1. Девять слов на пути к счастью.
Нашу судьбу определяет не то, что мы о себе думаем, а то, о чём мы думаем. Марк Аврелий определял это девятью словами: «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней». И, правда, если мы думаем о болезни, то через некоторое время действительно заболеваем, если нас одолевают печальные мысли, то мы грустим. Психолог Уильям Джейм
... Читать дальше »
neuch.orgНачнём с того, что само прилагательное «интерактивный» сегодня используется довольно широко. Это некий тренд времени, который отлично себя зарекомендовал. Ключевое слово в объяснении термина – вовлечение. Что касается образования, можно чётко определить здесь место интерактивных компонентов – это вовлечение самих учеников в процесс обучения, в познавательный процесс. По сути, ничего нового в этой методике нет. Такие активные приёмы использовались учителями разных школ и поколений. Но мы говорим об этом сегодня, потому что интерактивность урока стала его качественной характеристикой и одним из наиболее эффективных средств достижения целей обучения.
Учитель на интерактивном уроке
А теперь от общего к частному. Безусловно, у каждого учебного предмета своя специфика, но есть определённые моменты, универсальные для большинства дисциплин. На уроке с интерактивными приёмами вы должны исключить позицию «урокодателя» и стать учителем-ведущим. То есть к привычной роли добавляется миссия профессионала, который должен контролировать процесс и уметь видеть результат и деятельность каждого ученика и всех в целом. Это немного непривычно, ведь темп интерактивного урока обычно увеличивается, а дети более активны, но учительское око умеет видеть и замечать. Как бы это ни звучало, но вы шоумен, который у
... Читать дальше »
neuch.org
Даже первокласснику понятно, как здорово иметь хорошую память и с лёгкостью запоминать правила и стишки. Действительно, память – это один из познавательных процессов человека, который индивидуален для каждого и, что немаловажно, поддаётся развитию и тренировке.
Развитие и тренировка памяти - главный урок нашей жизни
В чём заключаются индивидуальные различия процессов памяти?
Сначала мы поговорим о продуктивности заучивания. Это первая характеристика различия процессов памяти. Каждый человек обладает своей скоростью запоминания, прочностью и уровнем точности. Согласитесь, немаловажные составляющие. Естественно, эти показатели зависят от возраста и статуса человека. Имеется в виду его учебный статус: если вы учитесь, периодически занимаетесь самообразованием, ваша память автоматически тренируется. Влияет на это и профессиональная деятельность. Ещё один критерий – готовность к воспроизведению материала. Идеальный вариант, если человек может быстро запоминать и долго сохранять информацию.
Типы памяти – это ваше оружие. Общеизвестны три типа памяти – зрительная, слуховая, двигательная. Так условно людей с тем или иным преобладающим типом памяти называют визуалами, аудилами и кинестетиками. Мастера НЛП используют эти знания, чтобы выстроить оптимальные контакты с людь
... Читать дальше »
neuch.org
Кажется, что все, от школьников и студентов до людей, получающих второе высшее образование и специализирующих свои навыки, посещающих тренинги, посвящают достаточно времени учебе. Само сидение за партой и в учебных аудиториях складывается в часы, дни, годы. Затем сюда добавляется поездка на учебу, домашние задания, чтение дополнительной литературы - при всем этом учебная деятельность составляет достаточно весомую часть жизни для тех, кто связан с миром образования, кому необходимо постоянно повышать образовательный уровень (а современность требует от нас именно такого подхода).
Причем учеба влияет на нашу жизнь, как в плане затраты времени, так и ресурсов. А результаты - разные, стоит вспомнить студентов, повторяющих билеты накануне экзамена, и тех же студентов, которые затем не могут вспомнить половины выученного. Цель учебы состоит в том, чтобы приобрести знания, которые можно затем использовать в дальнейшей жизни, наши знания - это своеобразный актив, поэтому эффективность образования имеет весьма-таки важную роль.
Рассмотрим некоторые идеи, которые могут помочь в получении большей эффективности от учебного процесса. Эти идеи могут оказаться полезными школьникам, студентам, а также тем, кто изучает языки и получает дополнительное образование. Конечно, стоит учитывать,
... Читать дальше »