Как часто мы – старшее поколение, мысленно возвращаясь в детство, вспоминаем его самые яркие моменты. В воображении всплывает большой двор возле дома, засаженный деревьями, обеденная тишина, и детская площадка, замершая на мгновение, в ожидании своих веселых и шумных хозяев. И вот наступает момент, когда солнце уже готово скатиться со своего трона за горизонт, и тогда пустынный двор оживает. Один за другим, незаметно, как листва на деревьях весной, на площадке появляется целая гурьба разновозрастной детворы. И тут начинается самое интересное! Вот уже слышится:
Кто играет в игру,
а какую - не скажу,
всё потом расскажу!
Оборачиваешься и видишь, как стайка детей сбегается к зазывающему, и, хватаясь за большой палец предыдущего игрока, выстраивается пирамидка, желающих участвовать в игре. И вот дети уже считаются, кто будет водить, ни у кого не возникает мысли, что можно силой отстоять себе право ведущего, все по-честному, все справедливо.
Жили мышки на квартире;
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили!
Кто не хочет платить,
Тот и будет водить!
А сколько игр было в арсенале нашего двора. Они передавались из поколения в поколение, свято чтя традиции шумного, веселого государства под названием «Детство», помогая познать себя, свои возможности, раскрыть особенности личности в разнообразных игровых ситуациях. И сегодня они хранятся в самых дальних уголках нашей памяти, запыленные временем, но не забытые.
Игры нашего детства
Наше детство было богато на подвижные игры, мы прыгали на скакалках, чертили на асфальте классики, натягивали резинку и не уставали с утра до вечера прыгать на ней. Игры с мячом в «Выбивного», «Пионербол» собирали под своими сводами весь двор. Но самыми любимыми подвижными играми были групповые игры.
«Светофор». Выходя во двор, дети пытались одеться как можно «разноцветнее», потому как одной из самых популярных игр была игра «Светофор». На асфальте проводились две линии – это дорога. Ведущий – Светофор, становился к игрокам спиной и называл цвет, разворачивался, игрок, у которого в одежде, присутствовал данный цвет, брался за него и спокойно переходил дорогу, тот, у кого такого цвета не было, должен был перебежать дорогу, а Светофор его ловил. Тот, кого он поймал, становится следующим Светофором.
«Казаки - разбойники» - одна из самых популярных игр дворовой детворы. Дети делились на две команды: «казаки» и «разбойники». «Разбойники» должны были прятаться, по одному или парами, при этом указывая свой путь стрелочками на асфальте, метками или словами - подсказками. Эти условные обозначения могли быть обманными, то есть применяться, как «военная» хитрость. В тоже время, «Казакам» загадывалось слово – загадка, отгадав которое они начинали поиски «разбойников». Еще одной особенностью был пароль, который загадывали «разбойники», а «казаки», поймав одного из них, должны были разными путями (уговорами, щекоткой, жестокости никогда при этом не было) должны были этот пароль выпытать. Как правило, «разбойники» держались до последнего, и пароль не раскрывался. Когда все «разбойники» были найдены, команды менялись ролями. В этой игре принимали участие дети разных возрастов, и лучшей школы взаимопонимания и взаимовыручки было не отыскать.
«Путаница» - еще одна веселая и необычная игра. Ведущий, их двое, определялся считалочкой. Один, становился спиной к игрокам, другой руководил игроками. Участники брались за руки и образовывали круг. Ведущий управлял путаницей. Главным условием было не отпускать руки: можно было пролезать под руками, перелазить через них. «Запутавшись», все хором звали: «Путаница путалась, путалась, запуталась, распутай нас»! Первый ведущий должен был «распутать» участников так, чтобы образовался первоначальный круг, основным условием оставалось: не разнимать руки. Сумел распутать – победил, нет – проиграл и выполняй желание.
А еще было: «Море волнуется раз...», «Тише едешь, дальше будешь», «Кошки - Мышки», «Чай – чай, выручай!» и много других подвижных игр. Набегавшись, мы могли поиграть спокойно, сидя на лавочке. Например,
«Колечко». Все участники садились на скамейке и складывали ладошки «лодочкой». Ведущий брал «колечко»: пуговицу или любой маленький предмет, зажимал в ладонях, и проходил несколько кругов, проводя сложенными ладонями в «лодочках» игроков. При этом он, незаметно, отдавал кому-нибудь «колечко». Затем, отходил и говорил: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Тот, у кого было «колечко» должен был быстро встать и выйти к ведущему, а остальные участники должны были его удержать. Если игроку удавалось выскочить, он становился ведущим. Если нет, ведущий оставался прежний.
«Испорченный телефон» - веселая и увлекательная игра. Участники делились на две команды. Ведущий тихонько говорил первому игроку на ушко задуманное слово, он передавал его соседу, и так по очереди, пока не доходили до последнего участника, который должен был сказать то, что он услышал. Выигрывала та команда, которая правильно называла загаданное слово. Игра проходила всегда весело, и в конце можно было услышать очень оригинальные варианты.
Подобных игр в нашем детстве было бессчетное множество. Мы не скучали ни одной минуты во дворе. И вечером загнать домой детвору было очень сложно. Дворовые игры лучше любого педагога учили находить общий язык со сверстниками и становились самым эффективным уроком социализации. Современные дети, с завистью слушают рассказы своих родителей об их счастливом детстве. Они, к сожалению, не смогут поделиться со своими детьми подобными яркими впечатлениями. На каком-то этапе прервалась эстафета передачи дворовых игр от старшего поколения к младшему. То ли виной тому информатизация общества, когда, сидя дома за компьютером, ребенок получает столько новой информации, что у него пропадает мотивация идти во двор, общаться со сверстниками, то ли мы – взрослые, на определенном этапе так увлеклись новым веком, что забыли передать своим детям эстафету поколений, судить потомкам. Однако сегодня все больше педагогов и родителей задумываются о том, как возродить дворовые игры детей. И пусть скептики сомневаются и говорят, что это напрасно. А педагог знает как никто другой, что игре все возрасты покорны. Вовлекая детей в процесс групповой игры, мы отрываем их от компьютера, выводим на улицу, на свежий воздух, заставляем бегать, прыгать, включать воображение и смекалку. «А когда же делать все те бесчисленные домашние задания, на которые и дня мало?» - прозвучит закономерный и справедливый вопрос. Ответом должна стать новая парадигма образования. Суть которой будет заключаться в том, чтобы научить детей учиться, а не вкладывать в их головы информацию, которой либо они уже владеют, либо могут самостоятельно найти в разных источниках, развивать творческий потенциал личности, учить нестандартно мыслить. Одним из инструментов в этом процессе должна стать игра. И как говорил знаменитый французский политический деятель, кардинал Ришелье: «Кто уклоняется от игры, тот её проигрывает».