Величайший дар природы – способность человека к творческому мышлению. Этот дар даётся от рождения каждому, а вместе с ним и инструменты в виде способностей и задатков, для развития таланта. Однако возникает вопрос: почему, если природа с рождения одаривает нас творческим потенциалом, среди взрослых так мало талантливых людей. Дабы разобраться на каком этапе развития человек утрачивает талант, следует разделять ряд понятий.
Способности и задатки
Как часто мы говорим: «У него дар от Бога» или «Она способная ученица» однако не до конца понимаем значение этих слов. А именно правильное определение заложенного в человеке потенциала, в будущем приводит к успеху.
Способности – это индивидуальные особенности человека, благодаря которым он может успешно выполнять ту или иную деятельность. Способности требуют выявления и последующего планомерного развития. Тогда как задатки – это врождённые, генетически обусловленные, физиологические и психологические особенности человека, которые дают возможность развивать способности. Например, гибкие пластичные мышцы являются задатками, однако ребёнок не обязательно должен стать гимнастом или танцором, но у него есть для этого предпосылки. Чем раньше родители обнаруживают у ребёнка задатки, тем легче развивать на их фоне способности. Однако встаёт вопрос: как определить, какие способности у ребёнка. Для этого необходимо наблюдать за ребёнком, и выявлять его склонности, то есть интерес к определённому виду деятельности, например: малыш улыбается и затихает при звуках музыки, его гипнотизируют танцующие пары и тому подобное. Очень важно поощрять подобные интересы и всячески способствовать их проявлению, только доверительные отношения между ребёнком и взрослыми помогут выявить и в дальнейшем развивать талант.
7 разновидностей талантов
Говард Гарднер, в своей книге «Рамки ума», описывает 7 разновидностей таланта или типов интеллекта.
1. Вербально-лингвистический
Это
один из самых важных талантов человека, так как именно он способствует
сбору и передаче информации между людьми. Этот дар присущ журналистам,
писателям, учителям и юристам. Дети, которые обладают этим даром, обычно
хорошо читают с раннего возраста, пишут без ошибок, как бы, на
интуитивном уровне, имеют высокий показатель IQ в школе. Прекрасно
находят общий язык с другими детьми и обладают талантом межличностного
общения.
2. Цифровой
Дети, которые имеют этот
талант, любят совершать разные математические действия, решать
логические задачи. Увлекаются программированием и компьютерной техникой.
Их будущее – это инженерия.
3. Пространственный
Архитекторы,
дизайнеры, художники благодаря этому таланту могут себя реализовать.
Детям присуще хорошо развитое образное мышление, это фантазёры и
выдумщики, они любят рисовать, лепить, обладают ярким воображением.
4. Физический
Многие
дети, которым нелегко даются школьные науки, в будущем могут
реализовать себя как отличные спортсмены. Школьникам, которым присущ
этот талант легче дается обучение, если оно идёт через практическое
действие и манипуляцию. Реализация этого таланта происходит в спорте,
строительных профессиях, там, где действие сопряжено с механизмами.
5. Личностный
Иными
словами его можно назвать «эмоциональный» талант. Люди, у которых зона
мозга, отвечающая за эмоциональное состояние, доминирует над
рациональной зоной, имеют личностный тип интеллекта. Им часто бывает
сложно поверить в свои силы и сделать решительный шаг, перебороть
внутренний страх. Автор данной классификации считает, что это один из
самых важных интеллектуальных типов, так как он ассоциируется с нашим
внутренним голосом, который, в конечном счёте, и принимает все жизненно
важные решения. Дети, обладающие этим даром, часто связывают свою жизнь с
актёрской карьерой.
6. Межличностный
Это
прекрасные коммуникаторы. Им легко даётся общение с другими людьми. Из
них получаются хорошие проповедник, политики, продавцы, ораторы.
7. Талант ощущения окружающей среды
К
таким людям относятся те, которые имеют дар наблюдать и изучать
природу, животный и растительный мир. В будущем – это талантливые
биологи, ботаники, садоводы, егери, океанографы и дрессировщики.
Кроме этих основных талантов, на сегодняшний день учёные выделяют еще около 30 типов интеллекта. Таким образом, задача родителей заключается в том, чтобы раскрыть талант ребёнка и создать условия для его максимального развития. Как известно: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Встаёт закономерный вопрос: как же дар, данный природой, не загубить. Потому как исследования, проведенные американскими учёными, показывают, что только 3% талантливых детей могут реализовать свои способности и стать успешными людьми во взрослой жизни.
Психологи выделяют 6 разрушителей таланта
1. Неумение ценить время
Очень
часто мы слышим: он талантливый, но очень ленивый, поэтому попусту
тратит драгоценное время: дни, месяцы, годы. Однако к детям, это
выражение не может иметь никакого отношения, задача родителей, в данной
ситуации, разобраться: что кроется за, так называемой, детской ленью
и создать условия для того, чтобы самое ценное время для развития
способностей не прошло даром. Талант не должен погибнуть в пустом
времяпрепровождении: перед телевизором или за компьютерными играми, об
этом и должны позаботиться родители.
2. Привязка к материальным ценностям
Как
часто, мы слышим из уст родителей: «В будущем твои увлечения не дадут
возможности заработать «на кусок хлеба», поэтому не стоит тратить на эти
глупости время». Однако – это большое заблуждение взрослых, ребёнок
никогда не сможет раскрыть свой талант, если материальные ценности будут
стоять на первом месте. И тут должна проявиться мудрость родителей,
дабы, дать возможность развиваться способностям ребёнка без привязки к
материальным благам.
3. Школа и талант – понятия не совместимые
Третий враг таланта – это современная школа.
Большую часть времени в школе посвящают развитию логики и рационального
мышления, тогда как чувства, без которых таланта не существует,
остаются за пределами школьной программы. В таких ситуациях
рекомендацией для родителей может стать, своевременное выявление таланта
ребёнка и перевод его в специализированную школу, там, где способности
будут развивать. Это могут быть специализированные художественные школы,
спортивные интернаты и тому подобное.
4. Неуверенность в своих силах
«У
меня ничего не выйдет, лучше и не браться» так часто думает большинство
детей, сталкиваясь на пути с трудностями. В данной ситуации уверенность
родителей в способностях ребенка должна передаться и ему самому. Этого
можно достичь, создавая условия, в которых способности ребёнка
максимально проявятся, каждый успех должен закрепляться похвалой и
оценкой со стороны взрослых. Это и станет тем фундаментом веры, который
поможет бороться с неуверенностью в своих силах.
5. «Звёздная болезнь»
Обратной
стороной неуверенности, может стать, так называемая, «звёздная
болезнь». Она возникает на фоне постоянного восхваления достоинств
ребёнка и приводит к тому, что он перестаёт относиться к себе критично. А
так как талант – это способности помноженные на усердие, а ребёнок,
который уверен, что он уже – гениален, не чувствует необходимости
работать над собой, то будущее такого гения весьма прозаично. Поэтому
родители должны быть крайне осторожны в своих высказываниях, дабы, не
развить у своего чада «звёздную болезнь».
6. Пагубные привычки
Данный
бич таланта касается уже взрослых дарований, которые однажды
почувствовав вкус славы, становятся зависимыми от этого наркотика. И
когда эта неверная птица-счастья вылетает в открытое окно, не каждый
может справиться с разочарованием, вот тогда и наступает момент истины, и
многие гении ищут утешение в вине и наркотиках.
Таким образом, талант – дело тонкое и чтобы одаренные дети превращались в гениальных взрослых, природный дар необходимо, как алмаз, сначала добыть среди тысячи камней, а затем отдать опытному ювелиру на огранку, дабы, он превратил его в сказочный бриллиант.