У всех нас были любимые предметы и учителя. Как правило, эти учителя преподавали те самые любимые предметы. Оглядываясь назад, часто думаешь о том, что любовь к той или иной школьной дисциплине определялась именно обаянием учителя.
Почему же отношение к преподавателям столь дифференцированно? В статье попробуем высказать одну из версий.
Учитель, что бы завоевать любовь и уважение учеников должен не только знать свой предмет, но и иметь психологические навыки, чтобы заинтересовать учащихся. Для этого преподавателю необходимо уметь регулировать свое психоэмоциональное состояние. Ведь те, кто приготовился узнавать новое, воспринимают настроение учителя. За пределами школы должны остаться все посторонние переживания и стрессы.
Работая с детьми, необходимо с одной стороны общаться с ними, как с личностями не ставя себя выше них, с другой стороны не спускаться до панибратских отношений. Первое позволит вам наладить доверительные отношения в классе, а во втором случае вы просто потеряете возможность научить детей чему-либо.
Важную роль в завоевании учителем авторитета и любви со стороны учеников играет умение решать конфликтные ситуации. Конфликты с детьми могут возникнуть при разных обстоятельствах. В любом случае необходимо разобраться в причине с самими детьми (ребенком), прежде чем обращаться к его родителям, завучу или директору. Для определения причин необходимо выслушать каждого из участников конфликта, проанализировать их действия вместе с ними, найти и предложить решение ситуации. Ни в коем случае нельзя допускать взаимных оскорблений – ведь в решении конфликта важна не победа, а восстановление хороших отношений. Если учитель является одной из конфликтующих сторон, то необходимо первому сделать шаг к примирению. Не надо бояться признавать свои ошибки. И тогда ученики запомнят вас как мудрого и справедливого педагога и в будущем, благодарный ученик обязательно пришлет вам благодарственное письмо со словами благодарности своему любимому учителю.
Для преподавателя важно уметь правильно выразить неудовольствие поступками учеников. Необходимо выражать неудовольствие именно поступками учеников, а не самими учениками. Ведь если ребенок ведет себя не так как всегда, значит, что-то подвигло его к этому. Как и в ситуации урегулирования конфликта, требуется понять причины не подобающего поведения.
Обсудив с ребенком его поведение и выяснив причины, дайте ученику понять, что инцидент исчерпан – больше не напоминайте ему об этом. Дайте ребенку понять, что вы хорошего о нем мнения, верите в его силы и возможности, не смотря на временные трудности.
Педагог не должен ругать ребенка за то, что тот чего-то не понимает или не умеет. Научить и помочь – вот задача педагога. Постарайтесь понять, что именно непонятно ребенком и почему он не может двигаться вперед на пути познания предмета. Не нервничайте, если ученик не понял с первого раза. Попробуйте объяснить другими словами, на примерах.
Постарайтесь заинтересовать ученика изучаемым предметом, тогда научить его будет значительно проще. В этом случае он обязательно во всем разберется. Заинтересованность предметом заставит его изменить свое поведение на уроках – когда интересно, отвлекаться некогда!