«Что приобретаю дети с приходом в школу»? На этот вопрос большинство родителей отвечают: школа – это, то место, где дети получают новые знания, развивают свои творческие способности, без обучения в школе нельзя получить высшее образование. И мало кто из родителей говорит о том, что школа – место, где ребёнок приобретает новые или усугубляет имеющиеся заболевания. Это даёт основания утверждать, что большинство родителей, отправляя ребёнка в школу, в последнюю очередь думают о том, полезно это для его здоровья или нет. Возникает вопрос: «Что это: беспечность родителей или уверенность, что школа не может негативно сказываться на ребёнке»? Ответ лежит на поверхности: родители не привыкли рассматривать школу как объект, полезный или вредный для ребёнка. Выбирая место обучения, в первую очередь, они руководствуются престижностью учебного заведения, качеством обучения, и редко кто из родителей, подыскивая школу, задумывается о том, с каким букетом заболеваний может окончить ребенок общеобразовательное заведение.
А вместе с тем, по данным Минздравсоцразвития, уже на первом году обучения количество здоровых детей снижается в четыре раза. Министерство образования Российской Федерации приводит неутешительную статистику: 70% детей поступают в школу практически здоровыми, и только 10% учащихся сохраняют здоровье до окончания обучения; 21% школьников имеют хронические заболевания, в том числе приводящие в будущем к инвалидности. Около 80% выпускников по причине болезни не могут выбрать ту или иную специальность, а 40% юношей не пригодны к армейской службе по той же причине: не соответствие здоровья. За последние 10 лет общая заболеваемость школьников выросла на 9,3%. Многие российские педиатры вынуждены констатировать, что здоровье школьников было хуже только во время войны. Причём это ни как не связано со статусом школы, в элитных учебных заведениях, с бассейнами, саунами, где в классах по 10-12 человек, детей с патологией артериального давления около 90%, а отклонения в нервно-психическом состоянии выявлены у 55-83% учащихся.
Большинство детских врачей основной причиной такого катастрофического положения состояния здоровья учащихся называют интенсивность обучения, и увеличившееся количество стрессовых ситуаций в учебном процессе. Как следствие: нарушение сна, раздражительность, невнимательность, которые родители и педагоги списывают на лень и начинают давить на ребенка, заставляя его прилежнее учиться. В результате чего, в Европе число детского суицида растет с каждым годом. Во Франции, Дании, Австралии, эта причина детской смертности находится на втором месте после смерти детей в результате дорожно-транспортных происшествий.
Кроме этого, есть еще ряд причин, влияющих на здоровье детей:
1. Неудобная мебель, патологически сказывающаяся на осанке ребёнка;
2. Неправильное питание, основой которого являются «сухие завтраки» бутерброды, печенье и тому подобное;
3. Недостаточная физическая активность, ребенок вынужден 45 минут сидеть за партой, в лучшем случае прерываясь на физкультминутку;
4. Не выдержанные согласно нормативам, санитарно-гигиенические нормы (освещение классов, регулярное проветривание и тому подобное);
5. Раннее увлечение школьников сигаретами и алкоголем.
Все эти факторы способствую тому, что на пороге выпуска врачи вынуждены констатировать: «В багаже ваших школьных приобретений, здоровья не обнаружено». Однако не стоит паниковать и спешить забирать своих детей из массовых школ на домашнее обучение. Уже сегодня есть примеры общеобразовательных учебных заведений, в которых силами родителей и учителей созданы условия для получения знаний без ущерба для здоровья. И так как спасение утопающих – дело рук самих утопающих, то этот процесс должен идти «снизу», а не регламентироваться законодательно.
Вот несколько рекомендаций, которые основаны на методике здоровьесберегающего обучения профессора Владимира Базарного. Стоит отметить, что уже 1500 школ в России успешно применяют его систему.
1. Оборудование классов. В связи с тем, что для детей противоестественно находиться в сидячем положении долгое время, классы оборудуются специальными конторками, за которыми ученики могут работать стоя, каждые 10-15 минут дети имеют возможность меняться местами, те, кто работал сидя встает и наоборот.
2. Разминка для глаз. Класс оборудуется лампочками, которые несколько раз в течение урока загораются, и дети «ловят» огоньки. Данное нехитрое и несложное в реализации приспособление снижает заболеваемость на близорукость у учащихся в 2!раза.
3. В школах, где работают по системе В. Базарного, дети не пишут шариковыми ручками, а используют исключительно перьевые. Проведенные исследования показали, что при письме шариковой ручкой у школьников наблюдается сердечная аритмия, задержка дыхания, а после 20 минут непрерывного письма – признаки стенокардии.
4. Раздельное обучение в классах мальчиков и девочек. И хотя такое параллельное обучение имеет своих противников и сторонников, данные исследований, проведенных Научным центром здоровья детей РАМН, показывают, что в классах с раздельным обучением повышается успеваемость и дисциплина, а заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта значительно понижаются.
Таким образом, отправляя детей в школу, родители должны быть уверены, что получая необходимые знания, для будущей успешной реализации в обществе, состояние здоровья ребёнка не ухудшится. Чтобы в будущем не получилось, что если утром ты встал с постели и у тебя ничего не болит – значит, ты еще не проснулся.