Многим из нас случалось, встретив через много лет после окончания школы одноклассников, с удивлением обнаружить, что бывший троечник и веселун Петька Вихорь, стал успешным предпринимателем и бизнесменом, имеет загородный дом и «крутую» машину. А отличница и любимица учителей Олечка Круглова, которой пророчили блестящее будущее, работает учительницей младших классов, и еле сводит концы с концами. Кто-то, услышав это, в душе усмехнется и подумает: «Так и надо зазнайке, не давала списывать, вот и отозвались кошке мышкины слезки». А кто-то задастся вопросом: «Почему многие дети, которые подавали в юности большие надежды, не могут реализовать себя во взрослой жизни, а те, что слыли «сорви головами» часто становятся успешными и счастливыми». Причины кроются в нескольких плоскостях. Первая – особенности личности «отличников» и «троечников», вторая – несостоятельность системы образования.
Отличник – природное дарование или заложник чужих ожиданий
В общественном сознании сложилось два стереотипа «отличника»: те, которые имеют природные способности и учёба дается им легко, и такие, которые зубрят предмет и заглядывают в «рот учителю». Считается, что именно последних в школьном сообществе и недолюбливают, хотя, откровенно, не любят не первых, ни вторых. И это, по мнению психологов, у нас в стране обусловлено несколькими причинами:
1. Ментальностью нашей культуры, которая ревностно и недоверчиво относится к чужим достижениям;
2. Недоверием к системе образования в целом и отличникам как её воплощению;
3. Неприятие отличников теми, кто не желает подстраиваться под систему, и идти в разрез со своими интересами, воспринимая последних как бесхребетных, готовых прогибаться ради отметки.
Несмотря на все это, отличники заслуживают уважения и нашего внимания за свой труд и усердие, а, также, еще и потому, что часто оказываются заложниками чужих надежд. Зачастую, способные малыши вызывают восхищение родителей и педагогов, что способствует развитию юношеского максимализма у детей. Ребенок старается сделать любое задание на отлично, чтобы получить максимальную оценку взрослых, и со временем оказывается в плену чужих ожиданий. Все вокруг смотрят на него, как на лучшего, а значит, он не может допустить ошибки и не оправдать ожидания. Всё это пагубно отражается на личности ребенка, а в будущем взрослого человека, который становится излишне осмотрительным, боится рисковать и допускать ошибки, воспринимая их не как опыт для развития, а как оценку своей личности. Получив двойку за урок, он не пытается восполнить пробелы в знаниях, а переживает глубокую депрессию, так как, по его мнению, оценку поставили ему как человеку, а не за то, что он чего-то не знает. Во взрослой жизни из них получаются хорошие помощники, но руководителями становятся единицы, так как большинство, не могут самостоятельно принять решения в условиях недостаточности или переизбытка информации, потому как решить задачу не правильно не в их силах.
Также, чаще всего отличники лишены креативного, творческого мышления потому как школьная система не приемлет творческого подхода к решению задач, и страдают дефицитом навыков коммуникации. Таким образом, отличника можно сравнить с паровозиком, который бежит в определенном направлении и не в силах свернуть с пути, так как не проложены рельсы.
Троечник – личность, не желающая прогибаться или неудачник, умеющий принимать поражение.
Как не парадоксально, но к троечникам общество относится более лояльно. И опять-таки, это определяется ментальностью нашей культуры, жалеть слабых и убогих. Учителя стараются уделить им больше внимания, так как отличники найдут решение самостоятельно, а троечникам нужна помощь. Однако среда троечников, также, не однородна. Среди них есть те, которые просто не хотят учиться в силу того, что не имеют способностей к обучению. А есть и такие, которые не хотят прогибаться под существующую систему образования, а поэтому, столкнувшись с ней раз и почувствовав давление, принимают решение отступить, чтобы не сломаться. Особенностью личности троечников становится гибкость и умение приспосабливаться к меняющимся условиям. За свою школьную жизнь, такие ученики привыкли совершать ошибки, и во взрослой жизни не бояться рисковать. Им легче работать в условиях неопределенности, и неудачи их не останавливают. Коммуникативные функции троечников развиты лучше, так как в большинстве случаев, хорошую оценку в школе им приходилось добывать не своей головой, а, пытаясь, понравится учителю. Отсюда и расположение к ним общества, они легки в общении и коммуникации. Именно эти ребята во взрослой жизни добиваются успеха и могут творчески реализовать свои планы. Психологи говорят о том, что творческие способности гениальных людей превышают интеллектуальные, поэтому именно троечники могут в будущем стать лауреатами Нобелевской премии.
Гениальные двоечники в истории человечества
История имеет свои примеры гениальных двоечников. Так, Исаак Ньютон в школе был отстающим учеником и сложнее всего ему давались математика и физика. И только, когда его побил один из мальчишек в классе, он решил победить его, превзойдя в учёбе. А Томас Эдисон с первых дней прослыл в школе двоечником, потому как не хотел заучивать наизусть огромные отрывки. Спустя несколько месяцев школьных мытарств, родители забрали его на домашнее обучение, а учитель, охарактеризовал его дебилом. В конечном счёте, Эдисон вырос одним из самых гениальных изобретателей и стал миллионером, основав компанию «General Electric». Альберт Эйнштейн, Нобелевский лауреат и автор теории относительности, в школе был одним из самых слабых учеников и родители мечтали, только о том, чтобы он смог окончить школу и найти какую-нибудь работу. Николай Васильевич Гоголь за свои сочинения в школе почти всегда получал двойки, а Д. И. Менделеев провалил экзамен по химии, при поступлении в Медико-хирургическую академию. И этот список можно продолжать до бесконечности. Однако эти примеры не значат, что все троечники – будущие гении и состоявшиеся личности. Они приведены лишь для того, чтобы родители имели возможность иначе взглянуть на своих детей и разобраться в причине их неуспеваемости, так как, зачастую, по их мнению, за плохими отметками, скрывается лень ребенка и не желание учиться.
Спасение отличника, дело рук самого отличника
Таким образом, умницы и работяги отличники обречены всю жизнь быть на вторых ролях или работать на смелых и творческих троечников? Думаю, что нет. И как гласит народная мудрость: «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего». Первое, что должен признать отличник - это зависимость от ожиданий окружающих, боязнь отступить от правил и совершить ошибку. И это не так сложно сделать, имея на плечах умную и светлую голову. Однако несколько советов не помешают:
1. Взглянуть на себя со стороны. В этом может помочь – дневник, который можно завести и перечитывать записи, как будто это писал другой человек, отстраняясь и пытаясь понять, какой Ты на самом деле и каким хочешь быть. Своего рода рефлексия. Более упрощенный её вариант – просмотр старых фотоальбомов и сопоставление того, каким был и каким есть сейчас. Чего хотел добиться и к чему пришёл в жизни.
2. Психоанализ, консультация грамотного психолога. Поговорить с кем-то о себе и получить квалифицированную помощь специалиста.
3. Задать себе главные вопросы: «Что в моей жизни не так?», «Почему я не могу добиться того, о чем мечтал?», «Чего я хочу от жизни?».
И самое главное, не уйти с головой в размышления и остаться на том же уровне, а попытаться сделать то, о чем раньше не мог и подумать. Учиться не бояться совершать ошибки, становится независимым от мнения окружающих. И самое главное - извлечь урок, которому не учат в школе: ошибки – это не признание некомпетентности, а бесценный опыт, который помогает развиваться и идти дальше. Помните слова Томаса Эдисона, когда его обвинили, что он ошибся 9.999 раз, прежде чем изобрел лампочку, на что он ответил: «Я не терпел поражений. Я просто нашел 10000 способов, которые не работают».