Каждый родитель решает проблему, когда начинать учить ребенка читать по-своему. Надо сказать, что мнения специалистов по этому поводу расходятся. Одни говорят, что до 3-х лет ребенок замечательно воспринимает все новое и очень быстро учится, но к 5 годам полученные знания теряются в массе нового опыта. Другие считают, что раннее приобретение навыков чтения ускоряет процесс творческого развития ребенка.
Думаю, правы и те и другие. Рассмотрим вариант, который предполагает, что обучение чтению малыша нужно начинать буквально с его рождения.
Чем это хорошо? Тем, что в этот период новый человек все впитывает в себя как губка. Любое слово, звук, цвет вещь отпечатывается в его памяти навсегда.
С чего начинать? С самого простого – чтения в слух. Но не стоит увлекаться, начинайте с коротких стихов – буквально с четверостиший. Пока ребенок еще совсем маленький пойте ему песенки и декламируйте стихи. Когда он сможет сосредоточиваться на рассматривании книги – начинайте читать ему короткие стихи. Старайтесь делать это так, чтобы ребенок мог видеть книгу. При этом книгу нужно выбрать с крупным текстом – ребенка будут интересовать не только картинки, но и буквы. Чуть позже переходите к более длинным стихам.
Ближе к годовалому возрасту начинайте учить буквы. Стройте занятия в игровой форме. Старайтесь заинтересовать ребенка. Вначале просто показывайте и называйте букву. В это время ребенок все старается повторять за вами, поэтому собственным примером учите его. Главное не спешите – одни дети запоминают сразу, другим требуется время. Кстати совершенно не обязательно начинать с первых букв алфавита.
Как только первая буква выучена – дело пойдет быстрее. Что бы закрепить знание просите найти эту букву в текстах детских книжек или сделайте карточки с буквами и ищите в них.
Как только все буквы выучены, переходите к составлению слогов. Тут вариантов множество, но начинать лучше с малого. Составляйте слоги с различными согласными и одной гласной: «БА», «МА», «ДА» и т.п. в какой последовательности менять согласные не имеет значения. На следующем этапе согласная остается на месте, но гласная меняется. При составлении слогов обязательно буквы ставьте рядом друг с другом, при этом объясните ребенку, что только в этом случае получается слог.
Дальше дело пойдет быстрее. Первые слова, состоящие из 3-4 букв, сложатся сами собой. Думаю, малыш и сам вам подскажет, какие именно слова он хочет составить. В процессе игры в «паровозик» составленный из вагонов-слогов вы научите ребенка читать слова и составлять предложения. Дальше уже можно придумывать сказки, рассказы и тому подобное. Причем сопровождать это можно просьбой, нарисовать иллюстрации к составленным рассказам.
Стимулом к началу самостоятельного чтения может послужить книга, содержание которой вы не станете рассказывать малышу. Постарайтесь читать ее вместе с ним попеременно, что бы он не устал и не потерял смысловой нагрузки рассказа.
В процессе обучения чтению нельзя ждать быстрых результатов, не надо спешить – все получится само собой, нужно лишь время. А время есть и вас и у вашего ребенка. Вы еще будете гордиться своим чадом, который выучившись читать, сможет больше времени посвятить другим, не менее важным для ребенка занятиям.