http://neuch.org Любой
труд человека должен быть вознагражден. Обучение в школе для ребенка
является начальным этапом его трудовой деятельности с предусмотренным
вознаграждением - оценкой. И чем лучше ребенок справляется со своими
«трудовыми обязанностями», тем выше оценка. Именно оценка становится не
только справедливым вознаграждением, но и, как не прискорбно, «палкой в
колесах». Занятия точными и гуманитарными науками предусматривают
добросовестное отношение учащихся к процессу получения знаний. Это,
во-первых, собранность и внимание на уроках при передаче учебной
информации преподавателем; во-вторых, обязательное выполнение домашнего
задания; и, в-третьих, посещение дополнительных и факультативных занятий
по мере их необходимости. При соблюдении ребенком общих принципов
обучения, установленных в школе, высокая оценка, как правило,
гарантирована. Есть, конечно, определенные исключения, связанные с
особенностями восприятия ребенком некоторых учебных предметов. Проще
говоря, не каждому дано быть математиком или химиком. Тем не менее,
решить данную проблему можно путем внеурочных занятий с педагогом или
репетитором. Но есть предметы, «неподвластные» упорному
репетиторству. Это - физическая культура, музыка и изобразительное
искусство. Предметы, оценивающиеся наравне с другими. Предметы, в основе
которых заложено не только ответственное отношение и дисциплина, а
способности ребенка к подобной деятельности. Проведем небольшой
экскурс в теорию способностей. Как установлено наукой - психологией,
способности есть индивидуально-психологическое свойство личности,
обеспечивающее достижение высоких результатов или успешности в
определенной деятельности. Именно успешности, и, именно, в определенной
деятельности. Ребенок, имеющий низкие способности к рисованию или
музыке, никогда не сможет получить по этому предмету высокую оценку. А
одно-два занятия в неделю в условиях общеобразовательного учреждения
вряд ли будут способствовать эффективному развитию обозначенных
способностей. Тоже самое относится и к физической культуре.
«Неповоротливый», «неуклюжий» тюфяк - частый объект для насмешек
одноклассников и стабильный троечник. Но как быть, если по
остальным предметам успеваемость ребенка оценивается достаточно высоко?
Если он не может стать отличником или хорошистом (а, впоследствии и
медалистом) только лишь потому, что по физической культуре или по музыке
имеет в аттестате оценку «удовлетворительно»? Ситуация достаточно
знакомая и распространенная. Конечно, в некоторых случаях, при высокой
успеваемости ребенка, преподаватели «закрывают глаза» на
неповоротливость и неуклюжесть или работы в стиле «а-ля-авангард» и
завышают оценку. Но при таких действиях педагога всегда стоит угроза
возникновения «справедливого бунта» со стороны менее успешной части
класса. Наверное, выход из такой ситуации следует искать в системе
оценки успеваемости учащихся. И здесь следует обратиться к опыту
оценивания знаний в высших и средних учебных заведениях, где по
некоторым предметам предусмотрена такая оценка, как «зачет». Может быть,
именно зачетная система оценки физкультуры, музыки и изобразительного
искусства в школах окажется той справедливой оценкой знаний как
способных так и «неспособных» учеников? А для эффективного развития
имеющихся у ребенка способностей пусть останутся факультативы, кружки и
секции
|